Принцип справедливости налогообложения
Подборка наиболее важных документов по запросу Принцип справедливости налогообложения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ИФНС, отказывая в праве на налоговый вычет обязывает его дважды уплатить НДС, сначала в составе цены приобретенного товара при перечислении денежных средств новому кредитору, а затем при реализации своим покупателям приобретенного у поставщика товара, что противоречит принципу справедливого налогообложения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, ИФНС, отказывая в праве на налоговый вычет обязывает его дважды уплатить НДС, сначала в составе цены приобретенного товара при перечислении денежных средств новому кредитору, а затем при реализации своим покупателям приобретенного у поставщика товара, что противоречит принципу справедливого налогообложения.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако при доначислении НДФЛ и страховых взносов ИФНС исходила из полной суммы выплаченного дохода. В то же время объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. Доказательств того, что в проверяемом периоде физическими лицами с полученных от общества доходов НПД в бюджет не уплачен, налоговым органом не представлено. Соответственно, доначисление налоговому агенту НДФЛ применительно к выплаченному доходу произведено без учета налогов, уплаченных в бюджет в отношении данного дохода самими физическими лицами, что противоречит принципу справедливого налогообложения.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Однако при доначислении НДФЛ и страховых взносов ИФНС исходила из полной суммы выплаченного дохода. В то же время объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. Доказательств того, что в проверяемом периоде физическими лицами с полученных от общества доходов НПД в бюджет не уплачен, налоговым органом не представлено. Соответственно, доначисление налоговому агенту НДФЛ применительно к выплаченному доходу произведено без учета налогов, уплаченных в бюджет в отношении данного дохода самими физическими лицами, что противоречит принципу справедливого налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"Как указал Конституционный Суд, взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет - вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, то это не исключает применения взамен ее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной согласно требованиям нормативного регулирования оценочной деятельности. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы в нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 6 (ч. 2), 7, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения. Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. N 3-П, от 17 января 2018 г. N 3-П и др.).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Если же кадастровая стоимость конкретного объекта недвижимости не определена, то это не исключает применения взамен ее для целей налогообложения (по решению налогового органа, а при наличии спора - суда) рыночной стоимости соответствующего объекта, определенной согласно требованиям нормативного регулирования оценочной деятельности. Отсутствие возможности исходить в указанных случаях из кадастровой (рыночной) стоимости и соответствующих ставок налога на имущество означало бы в нарушение ст. 57 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 6 (ч. 2), 7, 19 (ч. 1) и 55 (ч. 3) недопустимое отступление от принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения. Поэтому не должны являться препятствием к использованию для целей налогообложения кадастровой или рыночной стоимости объекта недвижимости неудобства, связанные с налоговым администрированием, поскольку цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 февраля 2000 г. N 3-П, от 17 января 2018 г. N 3-П и др.).
Статья: Налоговые факторы трудовой миграции населения
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Как показано в табл. 1, статус влияет как на объект налогообложения (через перечень облагаемых доходов) НДФЛ, налоговую базу (через возможность применения налоговых вычетов), так и непосредственно на саму налоговую ставку. При этом стоит отметить, что российское законодательство построено таким образом, чтобы аккумулировать пассивные доходы нерезидентов на своей территории, именно поэтому налоговая ставка на наиболее часто получаемые их виды не отличается от ставки резидентов. Изменения, заложенные в меры налоговой донастройки, предполагают обложение по пониженным ставкам (13 и 15%) доходов нерезидентов, полученных в следующих формах: проценты по банковским вкладам, дивиденды. Такой подход не в полной мере соответствует принципу справедливости налогообложения, так как нарушает равенство налогообложения различных видов доходов нерезидентов. Но вместе с тем он позволяет повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.
(Тихонова А.В.)
("Финансы", 2025, N 2)Как показано в табл. 1, статус влияет как на объект налогообложения (через перечень облагаемых доходов) НДФЛ, налоговую базу (через возможность применения налоговых вычетов), так и непосредственно на саму налоговую ставку. При этом стоит отметить, что российское законодательство построено таким образом, чтобы аккумулировать пассивные доходы нерезидентов на своей территории, именно поэтому налоговая ставка на наиболее часто получаемые их виды не отличается от ставки резидентов. Изменения, заложенные в меры налоговой донастройки, предполагают обложение по пониженным ставкам (13 и 15%) доходов нерезидентов, полученных в следующих формах: проценты по банковским вкладам, дивиденды. Такой подход не в полной мере соответствует принципу справедливости налогообложения, так как нарушает равенство налогообложения различных видов доходов нерезидентов. Но вместе с тем он позволяет повысить инвестиционную привлекательность российской экономики.
Статья: Правовые основы налогообложения акторов цифровой экономики
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Проведенный нами анализ позиций по проблемам налогообложения акторов цифровой экономики показывает, что между ними нет неразрешимых противоречий, напротив, они являются выражением условий для реализации принципа справедливости налогообложения при продолжающемся развитии цифровой экономики, фактически определяя направления модификации законодательства о налогах и сборах.
(Копина А.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 1)Проведенный нами анализ позиций по проблемам налогообложения акторов цифровой экономики показывает, что между ними нет неразрешимых противоречий, напротив, они являются выражением условий для реализации принципа справедливости налогообложения при продолжающемся развитии цифровой экономики, фактически определяя направления модификации законодательства о налогах и сборах.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Толкование данных норм, предложенное налоговым органом, фактически создает необоснованные ограничения для исчисления налогоплательщиками сроков реализации права на получение налогового вычета по НДС по признаку осуществляемых ими видов деятельности, что нарушает основополагающие принципы налогообложения (справедливости юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового обременения), носит дискриминационный характер, вводит необоснованные и несправедливые различия и ставит одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Толкование данных норм, предложенное налоговым органом, фактически создает необоснованные ограничения для исчисления налогоплательщиками сроков реализации права на получение налогового вычета по НДС по признаку осуществляемых ими видов деятельности, что нарушает основополагающие принципы налогообложения (справедливости юридического равенства налогоплательщиков, равного финансового обременения), носит дискриминационный характер, вводит необоснованные и несправедливые различия и ставит одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение.
Статья: К вопросу о принципах имущественного налогообложения
(Кузнецов И.А.)
("Современный юрист", 2022, N 2)Ключевые слова: налогообложение, имущество, принципы, налоговая политика, справедливость налогообложения.
(Кузнецов И.А.)
("Современный юрист", 2022, N 2)Ключевые слова: налогообложение, имущество, принципы, налоговая политика, справедливость налогообложения.
Статья: Упрощенные системы налогообложения для малого и среднего предпринимательства: опыт и совершенствование
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Итак, описанные проблемы обличают недостатки нормативно-правового регулирования УСН, существующие на данный момент. И как замечает В.В. Громов, "Действующая конструкция налоговых льгот далека от оптимальной и искажает принципы справедливости налогообложения" [6].
(Алиев О.М.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)Итак, описанные проблемы обличают недостатки нормативно-правового регулирования УСН, существующие на данный момент. И как замечает В.В. Громов, "Действующая конструкция налоговых льгот далека от оптимальной и искажает принципы справедливости налогообложения" [6].
Статья: Налоговый капитал: современное правовое регулирование и перспективы развития
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Во-первых, налоговый капитал позволит обеспечить при осуществлении налогообложения учет не только критериев доходов и задолженностей, но и показатель расходов населения, обеспечив тем самым реализацию принципа справедливости налогообложения. Идеи применения дискреционного подхода, основанного на учете при осуществлении подоходного налогообложения не только доходов, но и расходов, неоднократно высказывались учеными-налоговедами <8> и актуализировались в связи с отменой плоской шкалы исчисления ставок по налогу на доходы физических лиц.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Во-первых, налоговый капитал позволит обеспечить при осуществлении налогообложения учет не только критериев доходов и задолженностей, но и показатель расходов населения, обеспечив тем самым реализацию принципа справедливости налогообложения. Идеи применения дискреционного подхода, основанного на учете при осуществлении подоходного налогообложения не только доходов, но и расходов, неоднократно высказывались учеными-налоговедами <8> и актуализировались в связи с отменой плоской шкалы исчисления ставок по налогу на доходы физических лиц.
Статья: Разграничение понятий "уклонение от уплаты налогов", "налоговое планирование" и "агрессивное налоговое планирование" в российской и зарубежной практике
(Андрианова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование, агрессивное налоговое планирование, принцип справедливости налогообложения, гибридные несоответствия, злоупотребление правом.
(Андрианова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 1)Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование, агрессивное налоговое планирование, принцип справедливости налогообложения, гибридные несоответствия, злоупотребление правом.
Статья: Налог на профессиональный доход: потенциал внедрения в деятельность личных подсобных хозяйств граждан
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Важно отметить, что НПД как специальный налоговый режим направлен не только на решение фискальных задач по формированию новых источников дохода бюджетной системы России, но и на вовлечение масштабного числа лиц, ведущих самостоятельную экономическую деятельность, в официальное правовое пространство путем легализации деятельности в качестве самозанятых. НПД не позволяет существенно пополнить бюджеты. Его основное предназначение состоит в выводе из тени самозанятых граждан, легализации их доходов и обеспечении исполнения ими конституционных обязанностей по соблюдению принципа справедливости налогообложения [1]. Авторы исследований отмечают, что рост числа зарегистрированных самозанятых происходит благодаря целому ряду социально-экономических факторов и программ государственной помощи [2]. Особенностью НПД как инструмента вывода деятельности самозанятых граждан в официальное правовое пространство является то, что он не дифференцирует подходы в регулировании различных секторов экономики, а использует единые, унифицированные правила работы.
(Загурский А.О.)
("Финансы", 2025, N 7)Важно отметить, что НПД как специальный налоговый режим направлен не только на решение фискальных задач по формированию новых источников дохода бюджетной системы России, но и на вовлечение масштабного числа лиц, ведущих самостоятельную экономическую деятельность, в официальное правовое пространство путем легализации деятельности в качестве самозанятых. НПД не позволяет существенно пополнить бюджеты. Его основное предназначение состоит в выводе из тени самозанятых граждан, легализации их доходов и обеспечении исполнения ими конституционных обязанностей по соблюдению принципа справедливости налогообложения [1]. Авторы исследований отмечают, что рост числа зарегистрированных самозанятых происходит благодаря целому ряду социально-экономических факторов и программ государственной помощи [2]. Особенностью НПД как инструмента вывода деятельности самозанятых граждан в официальное правовое пространство является то, что он не дифференцирует подходы в регулировании различных секторов экономики, а использует единые, унифицированные правила работы.
Статья: О развитии семейного налогообложения в Российской Федерации
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что супружеские пары, проживающие в Швеции, по сравнению с парами, совместно проживающими в странах Евросоюза, при одинаковом доходе могут иметь более высокую налоговую нагрузку (см. [12]). Реформирование индивидуального налогообложения должно не отвечать интересам семей с высокими доходами, а в соответствии с принципом справедливости налогообложения смягчать налоговую нагрузку семейных пар с низкими доходами (см. [13]).
(Зверева Т.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что супружеские пары, проживающие в Швеции, по сравнению с парами, совместно проживающими в странах Евросоюза, при одинаковом доходе могут иметь более высокую налоговую нагрузку (см. [12]). Реформирование индивидуального налогообложения должно не отвечать интересам семей с высокими доходами, а в соответствии с принципом справедливости налогообложения смягчать налоговую нагрузку семейных пар с низкими доходами (см. [13]).