Принципы назначения Административного наказания

Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы назначения Административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1.7 "Действие законодательства об административных правонарушениях во времени" КоАП РФ"Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, положения части 2 статьи 1.7 КоАП Российской Федерации, по существу, воспроизводят предписания статьи 54 Конституции Российской Федерации, конкретизируя их применительно к сфере административных правонарушений (Постановление от 14 июля 2015 года N 20-П; определения от 10 октября 2013 года N 1485-О, от 21 ноября 2013 года N 1903-О, от 22 декабря 2015 года N 2901-О и от 27 сентября 2016 года N 2017-О), и потому не могут рассматриваться как противоречащие Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что распространение действия закона, отменяющего административную ответственность, на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания, согласуется с принципами справедливости, гуманизма и адекватности публично-правового реагирования на совершенное противоправное деяние соразмерно его актуальной общественной опасности и - принимая во внимание, что статья 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации не ограничивает возможность применения правил об обратной силе закона в зависимости от каких-либо обстоятельств, включая поведение совершивших правонарушение и привлеченных к ответственности лиц, - не выходит за рамки дискреционных полномочий законодателя (Определение от 10 октября 2013 года N 1485-О)."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3.1 "Цели административного наказания" КоАП РФ"Указав, что существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности не допущено; постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности; оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность) не установлено; суд первой инстанции, вместе с тем, посчитал необоснованной меру наказания, примененную административным органом к обществу за совершенное им правонарушение, и, руководствуясь положениями статьи 3.1, частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ, части 2 статьи 211 АПК РФ, правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 N 1-П, приняв во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности охраняемых государством правоотношений, учитывая принцип соразмерности административного наказания, пришел к выводу, что назначенное обществу наказание не соответствует степени тяжести совершенного им деяния, при этом цель административного наказания будет достигнута путем применения административного наказания в виде штрафа в размере 100 500 руб., т.е. уменьшенного на 50% по правилам части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Влияние специальных правил юридической техники на качество конструирования санкций административно-деликтных норм
(Цындря В.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 7)
Соблюдение данных правил при подготовке соответствующих нормативных правовых актов позволит: обеспечить реализацию общих принципов назначения административного наказания; повысить качество текстов соответствующих законопроектов; гармонизировать подходы к построению санкций норм права об административной ответственности с санкциями норм права, устанавливающими другие виды юридической ответственности, в первую очередь уголовной; повысить уровень обоснованности и объективности предлагаемых изменений путем расширения перечня факторов и обстоятельств (например, демографических, географических, политических, экономических), отражающих реальное состояние общественных отношений, требующих применения определенного вида административного наказания, а также применения научно обоснованных методик их оценки; внедрять в законопроектную деятельность отечественный и зарубежный опыт назначения и применения административных наказаний, особенно при изменении норм права, устанавливающих административную ответственность за совершение правонарушений в областях и сферах, традиционно вызывающих повышенный общественный интерес (например, предпринимательства, безопасности дорожного движения, миграции и т.п.); конструировать санкции административно-деликтных норм на основе научных исследований и др.
Статья: О некоторых аспектах совершенствования институтов назначения и исполнения административных наказаний
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)
По мнению В.А. Селезнева, такой подход не в полной мере соответствует принципу единства правил назначения административных наказаний, в связи с чем указанное правило следует распространить на все составы административных правонарушений <5>.

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008)
(ред. от 04.06.2014)
(Извлечение)
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).