Принципы пенсионного обеспечения

Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы пенсионного обеспечения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 35 Конституции РФ"В то же время с учетом того, что право на пенсионное обеспечение неразрывно связано с правом на распоряжение выплаченными в качестве пенсии денежными средствами, предусмотренный законодательством порядок реализации гражданами права на пенсионное обеспечение - в контексте гарантированного статьей 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им - во всяком случае должен обеспечивать возможность беспрепятственного распоряжения полученной пенсией как собственным имуществом на основе общеправовых принципов юридического равенства и неприкосновенности собственности (статья 19, части 1 и 2; статья 35, часть 1, Конституции Российской Федерации)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)
Как отмечается в научной литературе, соглашения по вопросам социальной защиты, заключенные Россией с бывшими союзными республиками, содержат правовые нормы разных типов: модельные, коллизионные и нормы, направленные на регулирование внутригосударственных отношений в сфере социальной защиты <11> (нормы последнего типа можно назвать также материально-правовыми). С этой точки зрения правовая норма о взаимном учете стажа, приобретенного на территориях договаривающихся сторон (например, п. 2 ст. 6 Соглашения СНГ) является материально-правовой, а законодательство, подлежащее применению при подсчете стажа, определяется на основании коллизионной нормы (например, ст. 1 Соглашения СНГ). В актах Экономического суда СНГ Соглашение СНГ последовательно рассматривается как рамочное, определяющее принципы пенсионного обеспечения государств - участников Содружества и устанавливающее приоритет национального законодательства, а возможность зачета в трудовой (страховой) стаж иной деятельности, по мнению Суда, относится к сфере усмотрения национального законодателя <12>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)
Напомним, что изначально в нашей стране институт пенсионного обеспечения включал только государственные пенсии. Такое положение объяснялось плановым укладом экономики и существованием только государственной собственности на средства производства. Основополагающим критерием для определения размера пенсии служили пенсионные права, состоящие из общего трудового стажа и заработка. С развитием рыночных отношений и появлением различных форм собственности изменились и подходы к финансированию пенсионных выплат гражданам. После проведения пенсионной реформы в 2002 г. пенсионные права стали базироваться на страховых принципах пенсионного обеспечения, т.е. с учетом сумм страховых платежей, уплаченных за каждого застрахованного лица. Таким образом, решающую роль в определении размера пенсии стали играть суммы страховых отчислений за период трудовой деятельности, а сама по себе заработная плата (иное вознаграждение) - лишь опосредованную, выступая базой для исчисления страховых взносов.

Нормативные акты

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О страховых пенсиях"
2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.