Принципы социального обслуживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Принципы социального обслуживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 по делу N 88-13792/2024 (УИД 66MS0061-01-2023-004677-92)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: О взыскании процентов.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик необоснованно удерживал из его пенсии денежные суммы за неоказанные услуги.
Решение: Удовлетворено в части.Исходя из сферы отношений, которые регулируются приведенными нормами права, принимая во внимание их социальную направленность, связанную с обслуживанием граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, учитывая принципы, на которых такое обслуживание осуществляется, связанные с соблюдением прав человека и уважением достоинства личности, гуманным характером, не допускающим унижения чести и достоинства человека, оказания услуги, заключение договора между гражданином и поставщиком социальной услуги не изменяет характер сложившихся между сторонами отношений и не свидетельствует о том, что они приобрели гражданско-правовой характер, а обязательство приобрело денежный характер. Целью заключения договора социального обслуживания является оказание социальных услуг гражданину на основании индивидуальной программы, выданной в установленном порядке. Порядок определения платы за оказанные социальные услуги также регулируется приведенными нормами права и не устанавливается поставщиком услуги по своему усмотрению.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: О взыскании процентов.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчик необоснованно удерживал из его пенсии денежные суммы за неоказанные услуги.
Решение: Удовлетворено в части.Исходя из сферы отношений, которые регулируются приведенными нормами права, принимая во внимание их социальную направленность, связанную с обслуживанием граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании, учитывая принципы, на которых такое обслуживание осуществляется, связанные с соблюдением прав человека и уважением достоинства личности, гуманным характером, не допускающим унижения чести и достоинства человека, оказания услуги, заключение договора между гражданином и поставщиком социальной услуги не изменяет характер сложившихся между сторонами отношений и не свидетельствует о том, что они приобрели гражданско-правовой характер, а обязательство приобрело денежный характер. Целью заключения договора социального обслуживания является оказание социальных услуг гражданину на основании индивидуальной программы, выданной в установленном порядке. Порядок определения платы за оказанные социальные услуги также регулируется приведенными нормами права и не устанавливается поставщиком услуги по своему усмотрению.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации""В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование нормативной правовой базы как инструмент развития сопровождаемого проживания
(Кожушко Л.А., Владимирова О.Н., Кантышева И.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В декабре 2013 г. принят Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <10>, который предполагает получение социальных услуг всеми людьми, постоянно проживающими на территории РФ (п. 2 ст. 1). Одним из ключевых принципов социального обслуживания граждан, указанных в законе, является сохранение пребывания их в привычной благоприятной среде (п. 2.4 ст. 4). Законом введено понятие "социальное сопровождение", которое означает "содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам" (п. 1 ст. 22).
(Кожушко Л.А., Владимирова О.Н., Кантышева И.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 2)В декабре 2013 г. принят Федеральный закон N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" <10>, который предполагает получение социальных услуг всеми людьми, постоянно проживающими на территории РФ (п. 2 ст. 1). Одним из ключевых принципов социального обслуживания граждан, указанных в законе, является сохранение пребывания их в привычной благоприятной среде (п. 2.4 ст. 4). Законом введено понятие "социальное сопровождение", которое означает "содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам" (п. 1 ст. 22).
Статья: Перспективы института приемной семьи для пожилых граждан и инвалидов: зарубежные доктрины и опыт российского законодателя
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)К полномочиям органов власти субъектов Федерации в сфере социального обслуживания ст. 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан" относит: разработку и реализацию мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания; разработку и апробацию методик и технологий в сфере социального обслуживания. Реализация полномочий должна соответствовать принципам социального обслуживания, указанным в ст. 4, среди которых (применительно к приемным семьям) выделим: адресность социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
(Дивеева Н.И., Кузьменко А.В., Ногайлиева Ф.К., Филиппова М.В.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2020, N 4)К полномочиям органов власти субъектов Федерации в сфере социального обслуживания ст. 8 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан" относит: разработку и реализацию мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания; разработку и апробацию методик и технологий в сфере социального обслуживания. Реализация полномочий должна соответствовать принципам социального обслуживания, указанным в ст. 4, среди которых (применительно к приемным семьям) выделим: адресность социальных услуг; приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 4. Принципы социального обслуживания
(ред. от 26.12.2024)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)Статья 4. Принципы социального обслуживания
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение взаимосвязано с положениями п. 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", относящими к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данное положение взаимосвязано с положениями п. 49 ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", относящими к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания в том числе детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Ситуация: Как оформить пожилого родственника в дом для престарелых?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Обратитесь за предоставлением социального обслуживания
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Обратитесь за предоставлением социального обслуживания
Статья: Зарубежный опыт функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Организационно-правовой формой подобных учреждений были избраны некоммерческие организации, которые также функционировали по принципу одного окна (Centrelink). На настоящий момент Centrelink полностью интегрирована в Министерство социального обслуживания. Centrelink получила статус агентства, а сама система предоставления государственных услуг - принципиально иное и качественно новое обоснование. Модель взаимодействия государства и общества в сфере предоставления государственных услуг на базе Centrelink стала ориентироваться на предпринимательский подход к результатам и эффективности, сочетая в себе соотношение затрат и эффективности предоставления услуги. Существенным отличием от российской модели, а также от модели предоставления услуг в целом ряде стран в Австралии являлось то, что Centrelink предоставляло услуги различным правительственным учреждениям и являлось коммерчески самостоятельным предпринимательским агентством, т.е. в отличие от российской модели оно могло получать денежные средства и доход от деятельности по предоставлению услуг.
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Организационно-правовой формой подобных учреждений были избраны некоммерческие организации, которые также функционировали по принципу одного окна (Centrelink). На настоящий момент Centrelink полностью интегрирована в Министерство социального обслуживания. Centrelink получила статус агентства, а сама система предоставления государственных услуг - принципиально иное и качественно новое обоснование. Модель взаимодействия государства и общества в сфере предоставления государственных услуг на базе Centrelink стала ориентироваться на предпринимательский подход к результатам и эффективности, сочетая в себе соотношение затрат и эффективности предоставления услуги. Существенным отличием от российской модели, а также от модели предоставления услуг в целом ряде стран в Австралии являлось то, что Centrelink предоставляло услуги различным правительственным учреждениям и являлось коммерчески самостоятельным предпринимательским агентством, т.е. в отличие от российской модели оно могло получать денежные средства и доход от деятельности по предоставлению услуг.
Статья: Сравнительный анализ кодифицированного социального законодательства субъектов Российской Федерации
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Также, учитывая, что Правительство РФ реализует меры по совершенствованию механизмов социальной защиты и социального обслуживания населения <5> исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости, видится возможным рассматривать именно данные положения как принципы социальной защиты и включить их в социальные кодексы.
(Григорьева Н.В.)
("Юрист", 2023, N 7)Также, учитывая, что Правительство РФ реализует меры по совершенствованию механизмов социальной защиты и социального обслуживания населения <5> исходя из принципов справедливости, адресности и нуждаемости, видится возможным рассматривать именно данные положения как принципы социальной защиты и включить их в социальные кодексы.
Ситуация: Какие меры соцподдержки предусмотрены для граждан пожилого возраста?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в полустационарной форме социального обслуживания в определенное время суток.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в полустационарной форме социального обслуживания в определенное время суток.
Статья: Правовое регулирование механизма осуществления публичных социальных расходов в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)<19> В соответствии с п. 18.2.10 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, данный раздел включает в себя подразд. 1001 "Пенсионное обеспечение", 1002 "Социальное обслуживание населения", 1003 "Социальное обеспечение населения", 1004 "Охрана семьи и детства", 1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики", 1006 "Другие вопросы в области социальной политики".
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 6)<19> В соответствии с п. 18.2.10 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н, данный раздел включает в себя подразд. 1001 "Пенсионное обеспечение", 1002 "Социальное обслуживание населения", 1003 "Социальное обеспечение населения", 1004 "Охрана семьи и детства", 1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики", 1006 "Другие вопросы в области социальной политики".
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В ч. 1 ст. 13 Закона о социальном обслуживании граждан сформулированы положения об информационной открытости поставщиков социальных услуг, которые формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В ч. 1 ст. 13 Закона о социальном обслуживании граждан сформулированы положения об информационной открытости поставщиков социальных услуг, которые формируют общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о деятельности этих поставщиков.
Статья: Социальная помощь в электронном виде с 2024 года
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 2)С целью совершенствования законодательства о мерах социальной поддержки и внедрения реестрового принципа их ведения в России с 1 января 2024 года начинает функционировать Единая цифровая платформа в социальной сфере. Некоторые из мер соцподдержки уже были реализованы в электронном виде - система уже несколько лет тестировала возможности быстрого, удобного и надежного способа информирования и обеспечения наименее защищенных групп населения. Но с 1 января 2024 года все процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, а также других социальных гарантий и выплат в обязательном порядке должны быть и в электронном виде (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 551-ФЗ).
(Кочанова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 2)С целью совершенствования законодательства о мерах социальной поддержки и внедрения реестрового принципа их ведения в России с 1 января 2024 года начинает функционировать Единая цифровая платформа в социальной сфере. Некоторые из мер соцподдержки уже были реализованы в электронном виде - система уже несколько лет тестировала возможности быстрого, удобного и надежного способа информирования и обеспечения наименее защищенных групп населения. Но с 1 января 2024 года все процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, а также других социальных гарантий и выплат в обязательном порядке должны быть и в электронном виде (Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 551-ФЗ).
Статья: Теоретические основы устойчивого развития в работах О.Е. Кутафина
(Комарова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Безусловно, планирование в социалистической экономике и планирование в современной, основанной на принципах рыночного хозяйства экономике России отличаются. Однако преемственность прослеживается в том, что советское государственное планирование никогда не было чисто экономическим планированием. Убедительным свидетельством этому могут служить народнохозяйственные планы СССР, которые наряду с технико-экономическими показателями содержат показатели, характеризующие развитие таких внеэкономических сфер, как наука, культура, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др. Современное законодательство о построении системы устойчивого развития нашего общества и государства может основываться на положениях федерального законодательства о стратегическом планировании в нашей стране <10>, стратегических документах, утвержденных главой государства: "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <11>, перечисляющих цели осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, указывающие на взаимосвязь экологии, экономики и социума <12> и др.
(Комарова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)Безусловно, планирование в социалистической экономике и планирование в современной, основанной на принципах рыночного хозяйства экономике России отличаются. Однако преемственность прослеживается в том, что советское государственное планирование никогда не было чисто экономическим планированием. Убедительным свидетельством этому могут служить народнохозяйственные планы СССР, которые наряду с технико-экономическими показателями содержат показатели, характеризующие развитие таких внеэкономических сфер, как наука, культура, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и др. Современное законодательство о построении системы устойчивого развития нашего общества и государства может основываться на положениях федерального законодательства о стратегическом планировании в нашей стране <10>, стратегических документах, утвержденных главой государства: "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <11>, перечисляющих цели осуществления прорывного развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека, Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, указывающие на взаимосвязь экологии, экономики и социума <12> и др.
Статья: Принципы правового регулирования государственной модели национального здравоохранения
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Организация оказания медицинской помощи осуществляется посредством комплекса организационных, технических, специальных мероприятий системы здравоохранения, направленных на охрану здоровья и жизни граждан вне зависимости от их места жительства, места пребывания, профессии, рода деятельности и других обстоятельств. Медицинская помощь осуществляется при взаимодействии: лечащих врачей, врачей-консультантов, среднего медицинского персонала, специалистов с высшим и средним немедицинским образованием; организаций здравоохранения (амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и др.) и иных организаций (образовательных, социального обслуживания, физической культуры и спорта и др.). Для обеспечения реализации принципа преемственности и этапности должен быть разработан ряд документов федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан.
(Мохов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 3)Организация оказания медицинской помощи осуществляется посредством комплекса организационных, технических, специальных мероприятий системы здравоохранения, направленных на охрану здоровья и жизни граждан вне зависимости от их места жительства, места пребывания, профессии, рода деятельности и других обстоятельств. Медицинская помощь осуществляется при взаимодействии: лечащих врачей, врачей-консультантов, среднего медицинского персонала, специалистов с высшим и средним немедицинским образованием; организаций здравоохранения (амбулаторно-поликлинических, больничных, санаторно-курортных и др.) и иных организаций (образовательных, социального обслуживания, физической культуры и спорта и др.). Для обеспечения реализации принципа преемственности и этапности должен быть разработан ряд документов федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан.