Приносящая доход деятельность ано
Подборка наиболее важных документов по запросу Приносящая доход деятельность ано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 50 "Коммерческие и некоммерческие организации" ГК РФ"Вопреки доводам кассационных жалоб относительно получения АНО "ЦСП "Омега" прибыли, суды верно исходили из того, что указанные обстоятельства не свидетельствует о нарушении Учреждением пункта 2 части 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, поскольку наличие у АНО "ЦСП "Омега" статуса некоммерческой организации не препятствует ей осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ). При этом доказательств осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, в связи с использованием предоставленного по вышеуказанным договорам спортивного сооружения в материалы дела не представлено."
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 N 18АП-12531/2023, 18АП-13279/2023 по делу N А07-16460/2022
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа о нарушении п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" при заключении договора об оказании услуг по предоставлению государственного имущества без проведения конкурсных процедур.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы Прокуратуры РБ о получении АНО "ЦСП "Омега" прибыли не свидетельствует о нарушении Учреждением п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку наличие у АНО "ЦСП "Омега" статуса некоммерческой организации не препятствует ей осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ). При этом доказательств осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, в связи с использованием предоставленного по вышеуказанным договорам спортивного сооружения в материалы дела не представлено.
Требование: О признании недействительным решения антимонопольного органа о нарушении п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" при заключении договора об оказании услуг по предоставлению государственного имущества без проведения конкурсных процедур.
Решение: Требование удовлетворено.Доводы Прокуратуры РБ о получении АНО "ЦСП "Омега" прибыли не свидетельствует о нарушении Учреждением п. 2 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку наличие у АНО "ЦСП "Омега" статуса некоммерческой организации не препятствует ей осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям (пункт 4 статьи 50 ГК РФ). При этом доказательств осуществления деятельности, направленной на получение прибыли, в связи с использованием предоставленного по вышеуказанным договорам спортивного сооружения в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Виды приносящей доход деятельности некоммерческих организаций
(Селюнин П.С.)
("Гражданское право", 2024, N 2)Кроме того, существенный недостаток п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" - это то, что фактически норма подталкивает на осуществление приносящей доход деятельности НКО не самостоятельно, а через участие в других коммерческих дочерних юридических лицах, что делает целесообразность такой конструкции сомнительной - она никак не помогает в поиске критериев допустимости осуществляемых видов деятельности и лишь увеличивает издержки НКО на создание дочерней организации <10>. Интересным представляется дело, в котором суд разрешал вопрос о наличии оснований лишения лицензии АНО на управление многоквартирными домами. В мотивировочной части решения суд с учетом системного толкования норм, предусмотренных п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" и п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, пришел к выводу о невозможности осуществления АНО предпринимательской деятельности "самостоятельно без создания соответствующих обществ" <11>, что стало причиной аннулирования выданной АНО лицензии. С учетом того что прибыль, полученная хозяйственными обществами, распределяется между их участниками (в приведенном примере при наличии такого дочернего общества прибыль была бы получена тем же АНО, т.е. бенефициаром так или иначе является АНО), в отличие от НКО, где прибыль не распределяется между участниками и направляется на цели НКО, закладываемый законодателем смысл такой конструкции представляется исключительно в создании дочерней организации, непосредственно занимающейся выбранным видом деятельности, который может вызвать недоверие со стороны контролирующих органов, если бы им занималась НКО самостоятельно, с сопутствующими проблемами доказывания допустимости такого вида деятельности для НКО с точки зрения целевого критерия. Также в данном случае усматривается противоречие двух норм ГК РФ: понятием предпринимательской деятельности, содержащимся в п. 1 ст. 2 ГК РФ, не охватывается участие в хозяйственных обществах, Конституционный Суд РФ указывал, что деятельность участников обществ предпринимательской не является <12>, но при этом п. 5 ст. 123.24 ГК РФ называет создание и участие в хозяйственном обществе способом осуществления АНО предпринимательской деятельности, хотя более корректным представляется отнесение этого вида деятельности не к предпринимательской, а к иной приносящей доход с учетом проведенного выше анализа п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО".
(Селюнин П.С.)
("Гражданское право", 2024, N 2)Кроме того, существенный недостаток п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" - это то, что фактически норма подталкивает на осуществление приносящей доход деятельности НКО не самостоятельно, а через участие в других коммерческих дочерних юридических лицах, что делает целесообразность такой конструкции сомнительной - она никак не помогает в поиске критериев допустимости осуществляемых видов деятельности и лишь увеличивает издержки НКО на создание дочерней организации <10>. Интересным представляется дело, в котором суд разрешал вопрос о наличии оснований лишения лицензии АНО на управление многоквартирными домами. В мотивировочной части решения суд с учетом системного толкования норм, предусмотренных п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО" и п. 5 ст. 123.24 ГК РФ, пришел к выводу о невозможности осуществления АНО предпринимательской деятельности "самостоятельно без создания соответствующих обществ" <11>, что стало причиной аннулирования выданной АНО лицензии. С учетом того что прибыль, полученная хозяйственными обществами, распределяется между их участниками (в приведенном примере при наличии такого дочернего общества прибыль была бы получена тем же АНО, т.е. бенефициаром так или иначе является АНО), в отличие от НКО, где прибыль не распределяется между участниками и направляется на цели НКО, закладываемый законодателем смысл такой конструкции представляется исключительно в создании дочерней организации, непосредственно занимающейся выбранным видом деятельности, который может вызвать недоверие со стороны контролирующих органов, если бы им занималась НКО самостоятельно, с сопутствующими проблемами доказывания допустимости такого вида деятельности для НКО с точки зрения целевого критерия. Также в данном случае усматривается противоречие двух норм ГК РФ: понятием предпринимательской деятельности, содержащимся в п. 1 ст. 2 ГК РФ, не охватывается участие в хозяйственных обществах, Конституционный Суд РФ указывал, что деятельность участников обществ предпринимательской не является <12>, но при этом п. 5 ст. 123.24 ГК РФ называет создание и участие в хозяйственном обществе способом осуществления АНО предпринимательской деятельности, хотя более корректным представляется отнесение этого вида деятельности не к предпринимательской, а к иной приносящей доход с учетом проведенного выше анализа п. 2 ст. 24 ФЗ "Об НКО".
"Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография"
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)Например, согласно п. 5 ст. 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организации предоставлено право "заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них". Возникает вопрос: чем отличается эта предпринимательская деятельность от приносящей доход деятельности, которую некоммерческая организация в силу п. 4 ст. 50 ГК РФ может осуществлять самостоятельно? Какую приносящую доход деятельность автономная некоммерческая организация может осуществлять самостоятельно, а какую, уже "предпринимательскую", деятельность - лишь через создаваемые ею коммерческие организации? Другой вопрос: если создание коммерческих организаций или участие в них считается "занятием предпринимательской деятельностью", то могут ли иные некоммерческие организации, которым законом предоставлено право участвовать в создании коммерческих организаций, "заниматься" такой предпринимательской деятельностью, не нарушая общий запрет на ее осуществление для некоммерческих организаций?
(Гутников О.В.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2019)Например, согласно п. 5 ст. 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организации предоставлено право "заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них". Возникает вопрос: чем отличается эта предпринимательская деятельность от приносящей доход деятельности, которую некоммерческая организация в силу п. 4 ст. 50 ГК РФ может осуществлять самостоятельно? Какую приносящую доход деятельность автономная некоммерческая организация может осуществлять самостоятельно, а какую, уже "предпринимательскую", деятельность - лишь через создаваемые ею коммерческие организации? Другой вопрос: если создание коммерческих организаций или участие в них считается "занятием предпринимательской деятельностью", то могут ли иные некоммерческие организации, которым законом предоставлено право участвовать в создании коммерческих организаций, "заниматься" такой предпринимательской деятельностью, не нарушая общий запрет на ее осуществление для некоммерческих организаций?
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)2 - приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);