Приобретение земельного участка для муниципальных нужд
Подборка наиболее важных документов по запросу Приобретение земельного участка для муниципальных нужд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2023 N 08АП-9896/2023 по делу N А46-18425/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Однако данное обстоятельство применительно к настоящему спору не является основанием для вывода о том, что после прекращения обременения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081, 55:36:090303:3105 в виде резервирования для муниципальных нужд, возникла возможность приобретения земельных участков в частную собственность.
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Решение: Судом первой инстанции требование удовлетворено в части. Решение первой инстанции изменено.Однако данное обстоятельство применительно к настоящему спору не является основанием для вывода о том, что после прекращения обременения земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3081, 55:36:090303:3105 в виде резервирования для муниципальных нужд, возникла возможность приобретения земельных участков в частную собственность.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.08.2022 N 88-12156/2022 по делу N 2-539/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Истец считает сделку противоречащей нормам земельного законодательства, поскольку земельный участок предоставлен ответчику в собственность без надлежащего прекращения ограничений, установленных решением о резервировании земель.
Решение: Отказано.Кроме того, судом апелляционной инстанции был отклонен довод апелляционной жалобы О. о том, что он, как инвалид первой группы, имеет преимущественное право на приобретение земельного участка, поскольку целевое назначение данного земельного участка - для муниципальных нужд в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, определено уполномоченным органом 26 февраля 2019 года, и предоставление земельного участка Л., относящейся к данной категории граждан, не свидетельствует о нарушении прав истца.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: По вопросам предоставления земельного участка.
Обстоятельства: Истец считает сделку противоречащей нормам земельного законодательства, поскольку земельный участок предоставлен ответчику в собственность без надлежащего прекращения ограничений, установленных решением о резервировании земель.
Решение: Отказано.Кроме того, судом апелляционной инстанции был отклонен довод апелляционной жалобы О. о том, что он, как инвалид первой группы, имеет преимущественное право на приобретение земельного участка, поскольку целевое назначение данного земельного участка - для муниципальных нужд в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, определено уполномоченным органом 26 февраля 2019 года, и предоставление земельного участка Л., относящейся к данной категории граждан, не свидетельствует о нарушении прав истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Вычеты по НДФЛ
(КонсультантПлюс, 2024)имущественные вычеты при приобретении жилья и земельных участков, при продаже некоторых видов имущества, а также в случае изъятия у налогоплательщика недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 220 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2024)имущественные вычеты при приобретении жилья и земельных участков, при продаже некоторых видов имущества, а также в случае изъятия у налогоплательщика недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 220 НК РФ);
"Муниципальные образования как субъекты гражданского права: монография"
(Канаев Ю.Н.)
("Юстицинформ", 2020)Для права собственности муниципальных образований характерны специальные способы приобретения (например, изъятие земельного участка для муниципальных нужд) и прекращения (например, приватизация муниципального имущества, безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями). Так, наравне с общегражданскими способами приобретения права муниципальной собственности, предусмотренными общими нормами ГК РФ об основаниях приобретения права собственности, действующим законодательством закреплены специальные способы, в соответствии с которыми собственником определенного имущества может стать лишь публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено комплексным характером правового регулирования отношений публичной собственности. К таким способам прежде всего следует отнести: способы, связанные с финансово-правовыми обязательствами (например, поступление в местные бюджеты субвенций за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, налогов и сборов); специальные гражданско-правовые способы (приобретение бесхозяйных недвижимых вещей, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, заключение концессионной сделки, порождающей право собственности муниципального образования на недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой, и др.); перераспределение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также перераспределение муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов.
(Канаев Ю.Н.)
("Юстицинформ", 2020)Для права собственности муниципальных образований характерны специальные способы приобретения (например, изъятие земельного участка для муниципальных нужд) и прекращения (например, приватизация муниципального имущества, безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями). Так, наравне с общегражданскими способами приобретения права муниципальной собственности, предусмотренными общими нормами ГК РФ об основаниях приобретения права собственности, действующим законодательством закреплены специальные способы, в соответствии с которыми собственником определенного имущества может стать лишь публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено комплексным характером правового регулирования отношений публичной собственности. К таким способам прежде всего следует отнести: способы, связанные с финансово-правовыми обязательствами (например, поступление в местные бюджеты субвенций за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, налогов и сборов); специальные гражданско-правовые способы (приобретение бесхозяйных недвижимых вещей, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, заключение концессионной сделки, порождающей право собственности муниципального образования на недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой, и др.); перераспределение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, а также перераспределение муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 15.04.2024)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.4.3.2. По элементу вида расходов "412 Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по государственным контрактам на приобретение в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных нужд, а также по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков (расположенных на них объектах недвижимого имущества), приобретение (изъятие) которых предусмотрено сметными стоимостями строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
(ред. от 15.04.2024)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.4.3.2. По элементу вида расходов "412 Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по государственным контрактам на приобретение в федеральную собственность объектов недвижимого имущества, заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных нужд, а также по государственным (муниципальным) контрактам на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность, соглашениям об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектах недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков (расположенных на них объектах недвижимого имущества), приобретение (изъятие) которых предусмотрено сметными стоимостями строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.