Приостановление деятельности подсудность
Подборка наиболее важных документов по запросу Приостановление деятельности подсудность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 N 16-4583/2023 (УИД 78MS0127-01-2022-002532-94)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.56 КоАП РФ за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ООО "Лизинг Финанс" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает возможность назначения административного наказания в виде приостановления деятельности юридического лица, указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.56 КоАП РФ за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ООО "Лизинг Финанс" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает возможность назначения административного наказания в виде приостановления деятельности юридического лица, указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.01.2023 N П16-7/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ФИО1 Советско-Гаванского муниципального района <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает наказание в виде приостановления деятельности юридического лица, то указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, следователя, дознавателя.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, учитывая, что санкция статьи, по которой в отношении ФИО1 Советско-Гаванского муниципального района <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает наказание в виде приостановления деятельности юридического лица, то указанное дело не подлежало рассмотрению мировым судьей, поскольку частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ отнесено к подсудности судей районных судов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К рассматриваемым административным делам применимы общие правила территориальной подсудности: административные дела о ликвидации общественного объединения, о приостановлении деятельности общественного объединения, о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, могут быть рассмотрены по адресу организации.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)К рассматриваемым административным делам применимы общие правила территориальной подсудности: административные дела о ликвидации общественного объединения, о приостановлении деятельности общественного объединения, о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, могут быть рассмотрены по адресу организации.
Статья: Мировые судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ мировому судье неподсудны дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 - 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Указанные категории дел подсудны районным судам.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ мировому судье неподсудны дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч. 1 - 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета РФ, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы. Указанные категории дел подсудны районным судам.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)2. Административное исковое заявление о приостановлении деятельности подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2011 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.03.2012)
(Извлечение)Верховный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает дела, отнесенные п. 4 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ к его подсудности (о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.03.2012)
(Извлечение)Верховный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает дела, отнесенные п. 4 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ к его подсудности (о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Статья: Обжалование отказов в государственной регистрации прав на земельный участок как один из способов установления достоверных сведений для внесения в ЕГРН
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Кроме того, все споры о недвижимости в силу действия принципа исключительной подсудности рассматриваются в суде по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 38 АПК РФ, п. 1 ст. 30 ГПК РФ). Поэтому, принимая дело к рассмотрению, судья проверяет, не рассматриваются ли в данном суде иные дела по поводу данной недвижимости, и в любой момент может приостановить производство по делу до вынесения решения по другому делу.
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Кроме того, все споры о недвижимости в силу действия принципа исключительной подсудности рассматриваются в суде по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 38 АПК РФ, п. 1 ст. 30 ГПК РФ). Поэтому, принимая дело к рассмотрению, судья проверяет, не рассматриваются ли в данном суде иные дела по поводу данной недвижимости, и в любой момент может приостановить производство по делу до вынесения решения по другому делу.
Статья: Проблемные вопросы квалификации хулиганства
(Степанова И.Б., Соколова О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Приведем пример. Шатурский городской суд Московской области признал Н.С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ. Из приговора следует, что подсудимый, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел к ресторану быстрого питания (ранее "Макдональдс"), где ему отказали в обслуживании в связи с приостановлением деятельности ресторана. Тогда Н.С. решил "наказать" сотрудников за данный отказ, сходил за молотком и разбил им 15 стекол и входную дверь. В дальнейшем виновный продолжил грубое нарушение общественного порядка и разбил стеклопакеты в зданиях других организаций. Суд квалифицировал действия виновного как "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия" <28>. Ни один из альтернативных признаков ч. 1 ст. 213 УК РФ в приговоре не упоминался.
(Степанова И.Б., Соколова О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Приведем пример. Шатурский городской суд Московской области признал Н.С. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ. Из приговора следует, что подсудимый, находясь в состоянии алкогольного опьянения, пришел к ресторану быстрого питания (ранее "Макдональдс"), где ему отказали в обслуживании в связи с приостановлением деятельности ресторана. Тогда Н.С. решил "наказать" сотрудников за данный отказ, сходил за молотком и разбил им 15 стекол и входную дверь. В дальнейшем виновный продолжил грубое нарушение общественного порядка и разбил стеклопакеты в зданиях других организаций. Суд квалифицировал действия виновного как "грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия" <28>. Ни один из альтернативных признаков ч. 1 ст. 213 УК РФ в приговоре не упоминался.
Вопрос: В каком порядке происходит реабилитация незаконно или необоснованно осужденного лица?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с указанными критериями к подсудности верховных, краевых областных и приравненных к ним судов субъектов РФ относятся споры об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами, в том числе об оспаривании результатов кадастровой стоимости; о приостановлении деятельности, ликвидации, региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, общественных организаций, средств массовой информации, в том числе о запрете их деятельности; избирательные споры; споры, касающиеся организации и функционирования судебной системы: об оспаривании решений квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий субъектов РФ, присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В соответствии с указанными критериями к подсудности верховных, краевых областных и приравненных к ним судов субъектов РФ относятся споры об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами, в том числе об оспаривании результатов кадастровой стоимости; о приостановлении деятельности, ликвидации, региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, общественных организаций, средств массовой информации, в том числе о запрете их деятельности; избирательные споры; споры, касающиеся организации и функционирования судебной системы: об оспаривании решений квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий субъектов РФ, присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)2) нормы, содержащиеся в гл. 2 КАС РФ, а в некоторых случаях и в других федеральных законах, устанавливают специальные правила родовой и территориальной подсудности. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ в порядке гл. 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных ст. 19, п. 5 ч. 1 ст. 20, п. 5 ст. 21 КАС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)2) нормы, содержащиеся в гл. 2 КАС РФ, а в некоторых случаях и в других федеральных законах, устанавливают специальные правила родовой и территориальной подсудности. В частности, Верховный Суд РФ разъяснил, что дела по административным исковым заявлениям о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом (далее - дела о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности), рассматриваются судами общей юрисдикции и Верховным Судом РФ в порядке гл. 27 Кодекса с учетом правил подсудности, установленных ст. 19, п. 5 ч. 1 ст. 20, п. 5 ст. 21 КАС РФ (п. 1 ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 262 КАС РФ).
Статья: Защита потребителей от несправедливых договорных условий в итальянском праве (в сравнении с российским регулированием)
(Тузов Д.О., Чичкан Е.В., Саргсян А.М.)
("Закон", 2021, N 9)Для наиболее эффективного выполнения рассматриваемой функции Управление наделено весьма широкими полномочиями. Для осуществления контроля ex post оно вправе запрашивать необходимые документы и информацию; за неисполнение профессионалами этих запросов оно вправе налагать на них административные денежные штрафы в размере от 2 до 20 тыс. евро, а за предоставление недостоверных сведений - от 4 до 40 тыс. евро (п. 1 ст. 37-bis ПК); за неисполнение же предписаний об обнародовании решений, принятых Управлением, оно вправе налагать административные денежные штрафы в размере от 5 до 50 тыс. евро (п. 2 ст. 37-bis ПК); если профессионал уклоняется от уплаты штрафа, с него взыскивается неустойка за каждый день просрочки; в особых случаях Управление может приостановить деятельность предприятия-нарушителя на срок до 30 дней.
(Тузов Д.О., Чичкан Е.В., Саргсян А.М.)
("Закон", 2021, N 9)Для наиболее эффективного выполнения рассматриваемой функции Управление наделено весьма широкими полномочиями. Для осуществления контроля ex post оно вправе запрашивать необходимые документы и информацию; за неисполнение профессионалами этих запросов оно вправе налагать на них административные денежные штрафы в размере от 2 до 20 тыс. евро, а за предоставление недостоверных сведений - от 4 до 40 тыс. евро (п. 1 ст. 37-bis ПК); за неисполнение же предписаний об обнародовании решений, принятых Управлением, оно вправе налагать административные денежные штрафы в размере от 5 до 50 тыс. евро (п. 2 ст. 37-bis ПК); если профессионал уклоняется от уплаты штрафа, с него взыскивается неустойка за каждый день просрочки; в особых случаях Управление может приостановить деятельность предприятия-нарушителя на срок до 30 дней.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В ст. 116 ГПК РСФСР было всего пять категорий дел, подсудных Верховному Суду РФ: 1) оспаривание ненормативных актов Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ; 2) оспаривание нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 3) оспаривание постановлений о прекращении полномочий судей; 4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий; общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; 5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 5) споры, переданные в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья: Система согласованных действий ФСИН России, НЦБ Интерпола МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации на различных этапах международного розыска лица
(Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Согласованные действия на этапе объявления международного розыска лица в целях ареста и выдачи для уголовного преследования или исполнения приговора. Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, которому поступили на исполнение постановление о розыске обвиняемого либо постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащие поручение о розыске, предусмотренные ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ); определение или постановление суда о розыске скрывшегося подсудимого, вынесенные в соответствии с ч. 3 ст. 253 УПК РФ <5>; указание прокурора, данное по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК РФ. Это решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником разыскного подразделения территориального органа ФСИН России.
(Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Согласованные действия на этапе объявления международного розыска лица в целях ареста и выдачи для уголовного преследования или исполнения приговора. Решение об объявлении лица в международный розыск принимается органом, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность, которому поступили на исполнение постановление о розыске обвиняемого либо постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащие поручение о розыске, предусмотренные ч. 1 ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <4> (далее - УПК РФ); определение или постановление суда о розыске скрывшегося подсудимого, вынесенные в соответствии с ч. 3 ст. 253 УПК РФ <5>; указание прокурора, данное по поручению судьи в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 238 УПК РФ. Это решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником разыскного подразделения территориального органа ФСИН России.
Статья: Альтернативная подсудность в аспекте обеспечения принципов гражданского процесса
(Савищев П.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)1) доказывание. Понимая, что при предъявлении иска по адресу организации-ответчика принявший заявление суд столкнется при рассмотрении дела в случае невозможности представления доказательств сторонами с необходимостью дать судебное поручение суду по месту нахождения филиала или представительства ответчика, что, в свою очередь, может повлечь приостановление производства по делу;
(Савищев П.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)1) доказывание. Понимая, что при предъявлении иска по адресу организации-ответчика принявший заявление суд столкнется при рассмотрении дела в случае невозможности представления доказательств сторонами с необходимостью дать судебное поручение суду по месту нахождения филиала или представительства ответчика, что, в свою очередь, может повлечь приостановление производства по делу;
Статья: Основания и порядок объявления подсудимого в розыск
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является в том числе соблюдение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Именно поэтому суд поручает прокурору обеспечение производства розыска подсудимого.
(Долгих Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является в том числе соблюдение органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, выполнения оперативно-розыскных мероприятий. Именно поэтому суд поручает прокурору обеспечение производства розыска подсудимого.