Приравненные к ветеранам вов
Подборка наиболее важных документов по запросу Приравненные к ветеранам вов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 19.03.2024 по делу N 7-4235/2024 (УИД 77RS0021-02-2022-023055-13)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.14 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что транспортное средство марки марка автомобиля", регистрационный знак ТС, включено в республиканский реестр транспортных средств, зарегистрировано на инвалида, имеющего льготы, приравненные к инвалидам ВОВ, не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ, поскольку собственники транспортных средств, внесенных в реестр транспортных средств инвалидов, от оплаты за размещение таких транспортных средств на платном парковочном месте не освобождены. Положения ст. 14 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", на которые заявитель ссылается в своей жалобе, такую льготу не содержат.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.14 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что транспортное средство марки марка автомобиля", регистрационный знак ТС, включено в республиканский реестр транспортных средств, зарегистрировано на инвалида, имеющего льготы, приравненные к инвалидам ВОВ, не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) Д. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ, поскольку собственники транспортных средств, внесенных в реестр транспортных средств инвалидов, от оплаты за размещение таких транспортных средств на платном парковочном месте не освобождены. Положения ст. 14 и п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", на которые заявитель ссылается в своей жалобе, такую льготу не содержат.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- приравненные к участникам Великой Отечественной войны лица (ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и др.);
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- приравненные к участникам Великой Отечественной войны лица (ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и др.);
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- приравненные к участникам Великой Отечественной войны лица (ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и др.);
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- приравненные к участникам Великой Отечественной войны лица (ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", и др.);
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"Не подлежащие докладу Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям обращения и заявления, имеющие значительный общественный резонанс, касающиеся нарушения прав широкого круга лиц, содержащие сведения о правонарушениях, характеризующихся повышенной общественной опасностью обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод, независимо от наличия ответа нижестоящих прокуроров, а также обращения, в которых обжалуются решения прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуроров, передаются для разрешения в главные управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в Главную военную прокуратуру.
(ред. от 03.07.2025)
"Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"Не подлежащие докладу Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям обращения и заявления, имеющие значительный общественный резонанс, касающиеся нарушения прав широкого круга лиц, содержащие сведения о правонарушениях, характеризующихся повышенной общественной опасностью обращения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также граждан Российской Федерации, являющихся бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о нарушении их прав и свобод, независимо от наличия ответа нижестоящих прокуроров, а также обращения, в которых обжалуются решения прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуроров, передаются для разрешения в главные управления и управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в Главную военную прокуратуру.
Вопрос: Какие полномочия у органов управления социальной защиты населения?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1. Реализация в муниципальном(-ых) образовании(-ях), на территории которого(-ых) территориальный орган социальной защиты населения осуществляет свою исполнительно-распорядительную деятельность (далее - соответствующее муниципальное образование), государственной политики в сфере социальной защиты населения, в том числе обеспечение предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям), ветеранам труда, приравненным к ним лицам, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (труженикам тыла), жертвам политических репрессий, гражданам иных льготных категорий, а также организация работы с лицами без определенного места жительства и освободившимися из мест лишения свободы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.1. Реализация в муниципальном(-ых) образовании(-ях), на территории которого(-ых) территориальный орган социальной защиты населения осуществляет свою исполнительно-распорядительную деятельность (далее - соответствующее муниципальное образование), государственной политики в сфере социальной защиты населения, в том числе обеспечение предоставления мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста и инвалидам, малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также детям-сиротам, безнадзорным детям, детям, оставшимся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семьям, имеющим детей (в том числе многодетным семьям, одиноким родителям), ветеранам труда, приравненным к ним лицам, лицам, проработавшим в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (труженикам тыла), жертвам политических репрессий, гражданам иных льготных категорий, а также организация работы с лицами без определенного места жительства и освободившимися из мест лишения свободы.
Статья: Особенности, проблемы и пути их решения при строительстве в рамках государственного заказа, а также государственного оборонного заказа
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Исторически и до нашего времени государство обеспечивает жильем отдельные категории граждан, таких как: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий; ветераны Великой Отечественной войны; отдельные категории граждан в рамках мероприятий по обеспечению жильем "Молодые ученые" и др.
(Павлов Д.М., Девятайкин Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Исторически и до нашего времени государство обеспечивает жильем отдельные категории граждан, таких как: военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы, и приравненные к ним лица; граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами; участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица; инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, ветераны боевых действий; ветераны Великой Отечественной войны; отдельные категории граждан в рамках мероприятий по обеспечению жильем "Молодые ученые" и др.
Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины физлица, являющегося инвалидом и имеющего право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
(Письмо Минфина России от 27.12.2022 N 03-05-03-03/128142)В соответствии с пунктом 2 статьи 333.35 Кодекса основанием для предоставления льгот по освобождению от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, в частности, физическим лицам, являющимся ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, является удостоверение установленного образца.
(Письмо Минфина России от 27.12.2022 N 03-05-03-03/128142)В соответствии с пунктом 2 статьи 333.35 Кодекса основанием для предоставления льгот по освобождению от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, в частности, физическим лицам, являющимся ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, является удостоверение установленного образца.
Ситуация: Предоставляются ли социальные услуги получателям ежемесячной денежной выплаты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
Ситуация: Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
Статья: Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан в системе социально-обеспечительного законодательства
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
(Башурова Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Таким образом, размер (объем) меры социальной поддержки как обязательный элемент установления соответствующей меры, наличие (отсутствие) которого обусловливает права граждан на получение помощи со стороны публично-правового образования, должен носить гарантированный, постоянный характер. Он не должен быть привязан к закону о бюджете, применяющемуся в течение одного финансового года. К тому же предусмотренная ст. 7 Кодекса о социальной защите гарантия о недопустимости уменьшения размера ежемесячных (ежегодных) денежных выплат в очередном финансовом году по сравнению с размерами ежемесячных (ежегодных) денежных выплат, установленных Законом Омской области об областном бюджете, не абсолютна и не компенсирует вышеуказанного законодательного недостатка. Так, например, законами Омской области об областном бюджете на 2008 г. (ст. 14) <29>, 2009 г. (ст. 6) <30> устанавливались размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., в размере 272 руб., для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, - 310 руб., для реабилитированных лиц - 371 руб. Однако Законом Омской области от 29 декабря 2009 г. N 1219-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" <31> размеры указанных ежемесячных денежных выплат были уменьшены до 250, 285 и 341 руб. соответственно, сохранены они и до настоящего времени.
Ситуация: Как получить направление (путевку) на бесплатное санаторно-курортное лечение за счет СФР?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда;
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, законодательно приравненные к ним по социальным гарантиям и льготам;
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, законодательно приравненные к ним по социальным гарантиям и льготам;
Ситуация: Кто имеет право на льготы (компенсацию расходов) на проезд к месту лечения и обратно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в ВОВ лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к приложению к настоящему Федеральному закону, в котором определены территориальные и временные критерии отнесения граждан к ветеранам боевых действий. В данном приложении приведен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Важно отметить, что данный Перечень касается не только ветеранов боевых действий, но также и ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к приложению к настоящему Федеральному закону, в котором определены территориальные и временные критерии отнесения граждан к ветеранам боевых действий. В данном приложении приведен Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. Важно отметить, что данный Перечень касается не только ветеранов боевых действий, но также и ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.