Приватизация колхозного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация колхозного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 21.03.2023 N 33-4099/2023 (УИД 52RS0011-01-2022-001373-13)
Категория спора: 1) Социальный наем жилья; 2) Приватизация.
Требования нанимателя: 1) О понуждении заключить договор социального найма.
Требования заявителя: 2) О признании права на приватизацию жилого помещения; 3) О включении жилого помещения в реестр муниципальной собственности.
Обстоятельства: Жилой дом, в котором расположена квартира, занимаемая истцами, принадлежит колхозу, в муниципальную собственность не передавался, относится к частному жилищному фонду, который не может быть передан в собственность граждан в порядке приватизации. Жилое помещение отнесено к служебному жилью, членами колхоза истцы не являются.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Обращаясь в суд с указанными исковыми требованиями, истцы исходили из того, что спорное жилое помещение им было предоставлено до реорганизации колхоза, а следовательно при реорганизации квартира должна была быть передана либо истцам, либо в муниципальную собственность. Вместе с тем, имущество колхоза не являлось государственным и факт предоставления жилого помещения истцам до реорганизации, не изменяет статус жилого помещения как частного жилищного фонда и не свидетельствует о безусловном праве истцов на приватизацию спорного жилого помещения. Спорный многоквартирный дом в интересах коллектива оставлен на балансе вновь созданного предприятия с целью предоставления гражданам, состоящим в трудовых отношениях. Правоотношения сторон основаны на договоре служебного найма жилого помещения, подлежащего сдаче в случае увольнения работника. Само по себе проживание истцов в квартире, несение расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги не свидетельствует о заключении договора социального найма и, как следствие, не влекут последствий в виде признания права собственности в порядке Закона о приватизации. В настоящее время истцы в трудовых отношениях с ответчиком не состоят.
Категория спора: 1) Социальный наем жилья; 2) Приватизация.
Требования нанимателя: 1) О понуждении заключить договор социального найма.
Требования заявителя: 2) О признании права на приватизацию жилого помещения; 3) О включении жилого помещения в реестр муниципальной собственности.
Обстоятельства: Жилой дом, в котором расположена квартира, занимаемая истцами, принадлежит колхозу, в муниципальную собственность не передавался, относится к частному жилищному фонду, который не может быть передан в собственность граждан в порядке приватизации. Жилое помещение отнесено к служебному жилью, членами колхоза истцы не являются.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Обращаясь в суд с указанными исковыми требованиями, истцы исходили из того, что спорное жилое помещение им было предоставлено до реорганизации колхоза, а следовательно при реорганизации квартира должна была быть передана либо истцам, либо в муниципальную собственность. Вместе с тем, имущество колхоза не являлось государственным и факт предоставления жилого помещения истцам до реорганизации, не изменяет статус жилого помещения как частного жилищного фонда и не свидетельствует о безусловном праве истцов на приватизацию спорного жилого помещения. Спорный многоквартирный дом в интересах коллектива оставлен на балансе вновь созданного предприятия с целью предоставления гражданам, состоящим в трудовых отношениях. Правоотношения сторон основаны на договоре служебного найма жилого помещения, подлежащего сдаче в случае увольнения работника. Само по себе проживание истцов в квартире, несение расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги не свидетельствует о заключении договора социального найма и, как следствие, не влекут последствий в виде признания права собственности в порядке Закона о приватизации. В настоящее время истцы в трудовых отношениях с ответчиком не состоят.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 33-КГ18-1
Требование: О признании в порядке приватизации права собственности на жилой дом.
Обстоятельства: По мнению гражданина, за обществом незаконно зарегистрировано право собственности на жилой дом, предоставленный его семье на условиях социального найма государственным предприятием, правопреемником которого является общество.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлено, что гражданин занимает дом на условиях договора социального найма, ранее в приватизации не участвовал, иные лица, проживающие в доме, не возражают против его приватизации гражданином, обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что при реорганизации государственного предприятия спорный дом перешел в его собственность в установленном законом порядке.Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Ворониной З.М. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при реорганизации колхозов и совхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из следующих способов: жилищный фонд должен быть передан в собственность соответствующих местных органов власти; передан (продан) гражданам, занимающим в жилом фонде помещения в установленном законом порядке (договоры приватизации жилья колхозы и совхозы могли заключать с гражданами до реорганизации и в момент реорганизации, однако такая возможность утрачивается гражданами с момента регистрации нового реорганизованного юридического лица); должен быть включен в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза; оставлен на балансе организации, созданной в результате реорганизации (указанный жилой фонд приватизации не подлежит, поскольку не может быть отнесен ни к объектам государственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся в собственности общественных организаций, применительно к которым Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" носит рекомендательный характер). По мнению суда апелляционной инстанции, приватизация спорного жилья возможна исключительно в порядке решения вопроса об отчуждении основных фондов, что является компетенцией общего собрания членов общества, так как собственник вправе самостоятельно принимать решение о передаче гражданам в собственность занимаемых жилых помещений, устанавливая для этого соответствующие условия и порядок. В настоящее время истец проживает в доме, собственником которого является АО "Племенной завод "Раздолье", в связи с чем приобрести право собственности на спорный жилой дом истец может только с согласия ответчика.
Требование: О признании в порядке приватизации права собственности на жилой дом.
Обстоятельства: По мнению гражданина, за обществом незаконно зарегистрировано право собственности на жилой дом, предоставленный его семье на условиях социального найма государственным предприятием, правопреемником которого является общество.
Решение: Требование удовлетворено, так как установлено, что гражданин занимает дом на условиях договора социального найма, ранее в приватизации не участвовал, иные лица, проживающие в доме, не возражают против его приватизации гражданином, обществом не представлено доказательств, подтверждающих, что при реорганизации государственного предприятия спорный дом перешел в его собственность в установленном законом порядке.Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Ворониной З.М. в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при реорганизации колхозов и совхозов дальнейшая принадлежность жилого фонда данных организаций должна была быть определена одним из следующих способов: жилищный фонд должен быть передан в собственность соответствующих местных органов власти; передан (продан) гражданам, занимающим в жилом фонде помещения в установленном законом порядке (договоры приватизации жилья колхозы и совхозы могли заключать с гражданами до реорганизации и в момент реорганизации, однако такая возможность утрачивается гражданами с момента регистрации нового реорганизованного юридического лица); должен быть включен в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза; оставлен на балансе организации, созданной в результате реорганизации (указанный жилой фонд приватизации не подлежит, поскольку не может быть отнесен ни к объектам государственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся в собственности общественных организаций, применительно к которым Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" носит рекомендательный характер). По мнению суда апелляционной инстанции, приватизация спорного жилья возможна исключительно в порядке решения вопроса об отчуждении основных фондов, что является компетенцией общего собрания членов общества, так как собственник вправе самостоятельно принимать решение о передаче гражданам в собственность занимаемых жилых помещений, устанавливая для этого соответствующие условия и порядок. В настоящее время истец проживает в доме, собственником которого является АО "Племенной завод "Раздолье", в связи с чем приобрести право собственности на спорный жилой дом истец может только с согласия ответчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Актуальные проблемы теории земельного права России: монография"
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)На протяжении более четверти века, прошедшей с момента начала земельной реформы 90-х годов, Российская Федерация пытается выработать оптимальный правовой механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю <784>. Как известно, массовая приватизация колхозных и совхозных земель не оправдала основных надежд общерыночных реформ и в итоге привела к масштабному запущению сельскохозяйственных угодий (порядка 40 млн га), нарастающему из года в год выведению их из хозяйственного оборота, массовому превращению ранее обрабатываемых полей в зарастающие лесом и бурьяном массивы. До сих пор не разработано той экономико-правовой модели землепользования, которая бы стимулировала к активному хозяйственному использованию данной категории земли как основного средства производства, становилась бы привлекательным и надежным объектом привлечения инвестиций. Следует отметить, что положительную роль в усилении заинтересованности использования сельскохозяйственных угодий оказали экономические санкции, введенные против нашей страны США и европейскими странами. На необходимость законодательного решения проблемы сокращения неиспользуемых площадей сельскохозяйственных угодий было указано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Для реализации указанной задачи были приняты дополнения в ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Первопричины же появления нового специального Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации", в силу которых масштабы забрасывания самой ценной категории земель оказались беспрецедентными для мировой практики аграрного производства, были следующими:
(под общ. ред. А.П. Анисимова)
("Юстицинформ", 2020)На протяжении более четверти века, прошедшей с момента начала земельной реформы 90-х годов, Российская Федерация пытается выработать оптимальный правовой механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю <784>. Как известно, массовая приватизация колхозных и совхозных земель не оправдала основных надежд общерыночных реформ и в итоге привела к масштабному запущению сельскохозяйственных угодий (порядка 40 млн га), нарастающему из года в год выведению их из хозяйственного оборота, массовому превращению ранее обрабатываемых полей в зарастающие лесом и бурьяном массивы. До сих пор не разработано той экономико-правовой модели землепользования, которая бы стимулировала к активному хозяйственному использованию данной категории земли как основного средства производства, становилась бы привлекательным и надежным объектом привлечения инвестиций. Следует отметить, что положительную роль в усилении заинтересованности использования сельскохозяйственных угодий оказали экономические санкции, введенные против нашей страны США и европейскими странами. На необходимость законодательного решения проблемы сокращения неиспользуемых площадей сельскохозяйственных угодий было указано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Для реализации указанной задачи были приняты дополнения в ст. 6 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Первопричины же появления нового специального Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации", в силу которых масштабы забрасывания самой ценной категории земель оказались беспрецедентными для мировой практики аграрного производства, были следующими:
Статья: Расторжение договора найма жилого помещения
(Воротынцева А.А.)
("Юрист", 2008, N 7)Исходя из того, что истцы настаивают на титульном владении жильем (получении его по решению правления или распоряжению председателя колхоза), суды отказывают в применении приобретательной давности. Отказывают суды в соответствии с законом и в удовлетворении исков о приватизации бывшего колхозного жилья. Среди изученных не было дел с решениями судов, лишающими граждан, проживающих в таком жилье, прав пользования им, вместе с тем неопределенность статуса этого жилья и его владельцев остается, у судей постоянно возникают вопросы по таким делам, и поэтому просим включить в обзор рекомендации по этому поводу, если судами страны наработана какая-то практика по таким делам.
(Воротынцева А.А.)
("Юрист", 2008, N 7)Исходя из того, что истцы настаивают на титульном владении жильем (получении его по решению правления или распоряжению председателя колхоза), суды отказывают в применении приобретательной давности. Отказывают суды в соответствии с законом и в удовлетворении исков о приватизации бывшего колхозного жилья. Среди изученных не было дел с решениями судов, лишающими граждан, проживающих в таком жилье, прав пользования им, вместе с тем неопределенность статуса этого жилья и его владельцев остается, у судей постоянно возникают вопросы по таким делам, и поэтому просим включить в обзор рекомендации по этому поводу, если судами страны наработана какая-то практика по таким делам.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 30.07.2021 N 459
(ред. от 17.12.2021)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованиями домашних хозяйств"В Вопросе 4 отмечается код принадлежности жилья: если жилье предоставлено в пользование домохозяйства на основе социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде - проставляется код "1"; если жилье куплено с использованием ипотечных средств - код "2"; если жилье куплено без использования ипотечных средств или ипотека уже выплачена, приватизировано, получено по наследству или по договору дарения и является юридически оформленной собственностью обследуемого домохозяйства - код "3"; для жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, обществам, организациям со смешанной формой собственности, а также частным предприятиям и организациям, акционерным обществам, кооперативам, колхозам - код "4"; если домохозяйство арендует жилье у частных лиц, независимо от формы собственности жилья - код "5".
(ред. от 17.12.2021)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за уровнем жизни и обследованиями домашних хозяйств"В Вопросе 4 отмечается код принадлежности жилья: если жилье предоставлено в пользование домохозяйства на основе социального найма в государственном или муниципальном жилищном фонде - проставляется код "1"; если жилье куплено с использованием ипотечных средств - код "2"; если жилье куплено без использования ипотечных средств или ипотека уже выплачена, приватизировано, получено по наследству или по договору дарения и является юридически оформленной собственностью обследуемого домохозяйства - код "3"; для жилья, принадлежащего некоммерческим организациям, обществам, организациям со смешанной формой собственности, а также частным предприятиям и организациям, акционерным обществам, кооперативам, колхозам - код "4"; если домохозяйство арендует жилье у частных лиц, независимо от формы собственности жилья - код "5".
Постановление N 46-21 Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ
"О Сравнительно-правовом анализе жилищного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств и мониторинге правоприменительной практики"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.03.2017)- индивидуальный жилищный фонд - жилые дома, находящиеся в собственности граждан, а также приватизированные жилые помещения (квартиры), находящиеся в домах государственного и общественного жилищного фонда.
"О Сравнительно-правовом анализе жилищного законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств и мониторинге правоприменительной практики"
(Принято в г. Санкт-Петербурге 27.03.2017)- индивидуальный жилищный фонд - жилые дома, находящиеся в собственности граждан, а также приватизированные жилые помещения (квартиры), находящиеся в домах государственного и общественного жилищного фонда.