Приватизация муниципального служебного жилья

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация муниципального служебного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 104 "Предоставление служебных жилых помещений" ЖК РФ"Таким образом, из действующего нормативного правового регулирования следует, что служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, которая заключается в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории таких специалистов подлежат определению органами местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании, исходя из потребности муниципального образования в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, т.е. исходя из цели местного самоуправления, которая состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления; исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных помещениях, с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений, законодатель делегировал публично-правовому образованию право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом; при этом данные решения представляют исключения из общего правила, а не само общеустановленное правило действия во всех соответствующих ситуациях; включение в компетенцию органов местного самоуправления самостоятельного полномочия по определению организационного и нормативного порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством, находящихся на балансе муниципального образования, не свидетельствует о дискриминационном начале такого соответствующего правового регулирования. Указанное нормативное регулирование в целях реализации компетенции органа местного самоуправления в сфере имущественных отношений подлежит формированию публичным органом исходя из объективных показателей развития муниципального образования, в том числе в части определения необходимого состава муниципального имущества, порядка и условий его использования, а также критериев и условий запрета использования такого имущества."
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2024 N 88-2732/2024 (УИД 28RS0008-01-2023-000804-70)
Категория спора: Приватизация.
Требования заявителя: 1) О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; 2) О признании незаконным отказа в приватизации.
Обстоятельства: Истица полагает, что относится к лицам, приобретшим право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о передаче указанного жилого помещения в ее собственность в порядке приватизации. Решением городского Совета народных депутатов в приватизации жилого помещения отказано без указания причин отказа. Считает отказ в приватизации незаконным, поскольку она и члены ее семьи не имеют в собственности жилых помещений.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно применена редакция нормативного акта, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 14 декабря 2022 года N 87/158, исключающая возможность приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда города Зеи, являются ошибочными, текстом судебного акта не подтверждаются.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Как приватизировать служебное жилое помещение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Для приватизации служебного жилого помещения, переданного в муниципальную собственность (на примере г. Москвы), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Статья: Особенности реализации прав на служебное жилье
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)
Аналогичная и довольно устойчивая практика сформировалась по всей стране: если нет доказательств перевода жилого помещения из специализированного фонда, приватизация возможна только в исключительных случаях. В частности, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по вопросу о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, притом что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому назначению.

Нормативные акты

Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"
В своем решении Конституционный Суд указал, что данное нормативное положение не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл"
Следовательно, нормативное положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, - в системном единстве с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства и с учетом конституционной презумпции добросовестности законодателя - не может рассматриваться как допускающее законодательное установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации оснований и условий отчуждения собственности муниципальных образований в жилищной сфере.