Приватизация муниципального служебного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация муниципального служебного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 104 "Предоставление служебных жилых помещений" ЖК РФ"Таким образом, из действующего нормативного правового регулирования следует, что служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, которая заключается в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории таких специалистов подлежат определению органами местного самоуправления в каждом конкретном муниципальном образовании, исходя из потребности муниципального образования в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, т.е. исходя из цели местного самоуправления, которая состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления; исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных помещениях, с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений, законодатель делегировал публично-правовому образованию право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом; при этом данные решения представляют исключения из общего правила, а не само общеустановленное правило действия во всех соответствующих ситуациях; включение в компетенцию органов местного самоуправления самостоятельного полномочия по определению организационного и нормативного порядка принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством, находящихся на балансе муниципального образования, не свидетельствует о дискриминационном начале такого соответствующего правового регулирования. Указанное нормативное регулирование в целях реализации компетенции органа местного самоуправления в сфере имущественных отношений подлежит формированию публичным органом исходя из объективных показателей развития муниципального образования, в том числе в части определения необходимого состава муниципального имущества, порядка и условий его использования, а также критериев и условий запрета использования такого имущества."
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2024 N 88-2732/2024 (УИД 28RS0008-01-2023-000804-70)
Категория спора: Приватизация.
Требования заявителя: 1) О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; 2) О признании незаконным отказа в приватизации.
Обстоятельства: Истица полагает, что относится к лицам, приобретшим право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о передаче указанного жилого помещения в ее собственность в порядке приватизации. Решением городского Совета народных депутатов в приватизации жилого помещения отказано без указания причин отказа. Считает отказ в приватизации незаконным, поскольку она и члены ее семьи не имеют в собственности жилых помещений.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно применена редакция нормативного акта, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 14 декабря 2022 года N 87/158, исключающая возможность приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда города Зеи, являются ошибочными, текстом судебного акта не подтверждаются.
Категория спора: Приватизация.
Требования заявителя: 1) О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; 2) О признании незаконным отказа в приватизации.
Обстоятельства: Истица полагает, что относится к лицам, приобретшим право на приватизацию занимаемого служебного жилого помещения, обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о передаче указанного жилого помещения в ее собственность в порядке приватизации. Решением городского Совета народных депутатов в приватизации жилого помещения отказано без указания причин отказа. Считает отказ в приватизации незаконным, поскольку она и члены ее семьи не имеют в собственности жилых помещений.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно применена редакция нормативного акта, принятого решением Зейского городского Совета народных депутатов от 14 декабря 2022 года N 87/158, исключающая возможность приватизации служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда города Зеи, являются ошибочными, текстом судебного акта не подтверждаются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как приватизировать служебное жилое помещение?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Для приватизации служебного жилого помещения, переданного в муниципальную собственность (на примере г. Москвы), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Для приватизации служебного жилого помещения, переданного в муниципальную собственность (на примере г. Москвы), рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Статья: Особенности реализации прав на служебное жилье
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Аналогичная и довольно устойчивая практика сформировалась по всей стране: если нет доказательств перевода жилого помещения из специализированного фонда, приватизация возможна только в исключительных случаях. В частности, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по вопросу о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, притом что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому назначению.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Аналогичная и довольно устойчивая практика сформировалась по всей стране: если нет доказательств перевода жилого помещения из специализированного фонда, приватизация возможна только в исключительных случаях. В частности, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по вопросу о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, притом что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому назначению.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"В своем решении Конституционный Суд указал, что данное нормативное положение не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"В своем решении Конституционный Суд указал, что данное нормативное положение не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому предназначению.
Постановление Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл"Следовательно, нормативное положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, - в системном единстве с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства и с учетом конституционной презумпции добросовестности законодателя - не может рассматриваться как допускающее законодательное установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации оснований и условий отчуждения собственности муниципальных образований в жилищной сфере.
"По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл"Следовательно, нормативное положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, - в системном единстве с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства и с учетом конституционной презумпции добросовестности законодателя - не может рассматриваться как допускающее законодательное установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации оснований и условий отчуждения собственности муниципальных образований в жилищной сфере.