Приватизация земельного участка в границах заповедника

Подборка наиболее важных документов по запросу Приватизация земельного участка в границах заповедника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 N 2212-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования "Тункинский район" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации; в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков;
Определение Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2742-О
"По запросу Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 27 мая 1991 года N 282 "О создании национального парка "Тункинский" Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР"
В Определении от 15 июля 2010 года N 1059-О-О Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь к вопросу о приватизации земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, а также участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах общего пользования, отметил, что, исходя из конституционных предписаний и учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, законодатель вправе определить и условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, в том числе круг объектов, не подлежащих такому отчуждению. В Определении от 19 июня 2012 года N 1199-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что законоположения, устанавливающие запрет на приватизацию земельных участков в границах государственных заповедников и национальных парков, направлены на сохранение и развитие земель особо охраняемых природных территорий как важнейшего компонента окружающей среды и - притом что право на приватизацию земли не относится к числу конституционных - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Самовольное строительство - судебная практика ВС РФ и арбитражных судов. Социальные самострои
(Наумова О.)
("Жилищное право", 2019, NN 5, 6)
Согласно п. 6 упомянутой статьи земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям (ФГБУ), осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством РФ. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Статья: Гармонизация законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях с нормами международного экологического права как одно из направлений российской государственной экологической политики
(Воронцова А.А.)
("Экологическое право", 2016, N 4)
Земельным законодательством установлено, что земли государственных природных заповедников изъятые из оборота (т.е. не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок <15>, предусмотренных гражданским законодательством), находятся в федеральной собственности. Земельные участки в границах государственных природных заповедников не подлежат приватизации <16>.

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 14.02.2024, с изм. от 11.06.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)
6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
<Письмо> Росреестра N 11-4483-ОС/21, Минприроды России N 01-15-53/17177, Минстроя России N 24974-ИФ/08, Росимущества N ВЯ-10/19630 от 17.06.2021
<О порядке применения отдельных положений Федерального закона от 30.12.2020 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации">
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 505-ФЗ) земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков также не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных Законом N 33-ФЗ.