Привлечение к административной ответственности юридического лица и должностного лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к административной ответственности юридического лица и должностного лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.11 "Оценка доказательств" КоАП РФ"С учетом положений статьи 26.11 КоАП Российской Федерации, законодательно устанавливающей обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оспариваемые положения названного Кодекса, как направленные на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеющие целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в аспекте, указанном в жалобе."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2.4 "Административная ответственность должностных лиц" КоАП РФ"В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (сентябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Требование к участникам закупки об отсутствии вступивших в законную силу судебных решений по искам заказчика нарушает законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц товаров, работ, услуг и влечет административную ответственность должностного лица заказчика.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Требование к участникам закупки об отсутствии вступивших в законную силу судебных решений по искам заказчика нарушает законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц товаров, работ, услуг и влечет административную ответственность должностного лица заказчика.
Статья: О некоторых тенденциях судебной практики привлечения должностных лиц к административной ответственности
(Никифоров М.В., Никифорова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)В Концепции нового КоАП РФ (п. 2.3.4.1) <17> заявлено, что требуется законодательное уточнение субъектов административных правонарушений, предложено выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей, а также исключить административную ответственность отдельных органов и организаций (органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений) как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.
(Никифоров М.В., Никифорова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)В Концепции нового КоАП РФ (п. 2.3.4.1) <17> заявлено, что требуется законодательное уточнение субъектов административных правонарушений, предложено выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей, а также исключить административную ответственность отдельных органов и организаций (органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений) как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)31. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности наряду с должностным лицом, если у такого юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры к их соблюдению.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)31. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности наряду с должностным лицом, если у такого юридического лица имелась возможность для соблюдения законодательных норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры к их соблюдению.