Привлечение к дисциплинарной ответственности за административное правонарушение
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к дисциплинарной ответственности за административное правонарушение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ от 06.03.2023 N ДК22-123
Категория: Споры с квалификационной коллегией судей.
Требования: Об отмене решения о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: Требование удовлетворено, так как судебная ошибка, допущенная судьей при рассмотрении административного дела по существу, носит единичный характер и сама по себе явно недостаточна для применения крайней дисциплинарной меры. Кроме того, квалификационная коллегия судей при выборе наказания не учла в достаточной степени ни характер и степень общественной опасности допущенного судьей проступка, ни данные о его личности.По аналогии со статьей 59 КАС РФ и статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами могут быть любые фактические данные, на основании которых квалификационная коллегия судей может установить наличие или отсутствие признаков состава дисциплинарного проступка и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дисциплинарного производства. В качестве доказательств могут быть допущены объяснения граждан и должностных лиц (в том числе объяснения лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Категория: Споры с квалификационной коллегией судей.
Требования: Об отмене решения о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение дисциплинарного проступка.
Решение: Требование удовлетворено, так как судебная ошибка, допущенная судьей при рассмотрении административного дела по существу, носит единичный характер и сама по себе явно недостаточна для применения крайней дисциплинарной меры. Кроме того, квалификационная коллегия судей при выборе наказания не учла в достаточной степени ни характер и степень общественной опасности допущенного судьей проступка, ни данные о его личности.По аналогии со статьей 59 КАС РФ и статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами могут быть любые фактические данные, на основании которых квалификационная коллегия судей может установить наличие или отсутствие признаков состава дисциплинарного проступка и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дисциплинарного производства. В качестве доказательств могут быть допущены объяснения граждан и должностных лиц (в том числе объяснения лица, привлекаемого к дисциплинарной ответственности), письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Институт юридической ответственности осужденных занимает особое место в системе современного российского уголовно-исполнительного законодательства, нормы которого призваны регулировать вопросы, возникающие между персоналом учреждений, исполняющих уголовные наказания, и осужденными, связанные с совершением последними противоправных действий в процессе отбывания наказания и применением в отношении правонарушителей самостоятельной категории мер уголовно-исполнительного принуждения в форме установленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <1> (далее - УИК РФ) мер взыскания. Вопросы юридической ответственности осужденных достаточно детально исследованы учеными-пенитенциаристами, обосновавшими самостоятельность данного правового института <2>. Однако отдельные аспекты, связанные с привлечением осужденных к юридической ответственности, и по сей день не получили надлежащей доктринальной проработки. Нет единства в мнениях ученых и практиков по вопросу о возможности привлечения к административной ответственности осужденных, требуют уточнения пределы распространения охранительных норм, регулирующих основания и порядок назначения дисциплинарных взысканий к осужденным в случае выявления в их деяниях признаков и состава административного правонарушения. По мнению Е.В. Сенатовой, в настоящее время происходит обособление регулирования правового статуса осужденных только нормами уголовно-исполнительного права, и при совершении ими (осужденными) административного правонарушения они привлекаются к дисциплинарной ответственности, так как нормы административного права, устанавливающие виды правонарушений и ответственность за них, трансформированы в УИК РФ в виде дисциплинарных проступков и соответствующих видов ответственности за них <3>. Схожей позиции по данному вопросу придерживается и Н.А. Мельникова <4>, утверждающая, что несоблюдение осужденными режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Институт юридической ответственности осужденных занимает особое место в системе современного российского уголовно-исполнительного законодательства, нормы которого призваны регулировать вопросы, возникающие между персоналом учреждений, исполняющих уголовные наказания, и осужденными, связанные с совершением последними противоправных действий в процессе отбывания наказания и применением в отношении правонарушителей самостоятельной категории мер уголовно-исполнительного принуждения в форме установленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <1> (далее - УИК РФ) мер взыскания. Вопросы юридической ответственности осужденных достаточно детально исследованы учеными-пенитенциаристами, обосновавшими самостоятельность данного правового института <2>. Однако отдельные аспекты, связанные с привлечением осужденных к юридической ответственности, и по сей день не получили надлежащей доктринальной проработки. Нет единства в мнениях ученых и практиков по вопросу о возможности привлечения к административной ответственности осужденных, требуют уточнения пределы распространения охранительных норм, регулирующих основания и порядок назначения дисциплинарных взысканий к осужденным в случае выявления в их деяниях признаков и состава административного правонарушения. По мнению Е.В. Сенатовой, в настоящее время происходит обособление регулирования правового статуса осужденных только нормами уголовно-исполнительного права, и при совершении ими (осужденными) административного правонарушения они привлекаются к дисциплинарной ответственности, так как нормы административного права, устанавливающие виды правонарушений и ответственность за них, трансформированы в УИК РФ в виде дисциплинарных проступков и соответствующих видов ответственности за них <3>. Схожей позиции по данному вопросу придерживается и Н.А. Мельникова <4>, утверждающая, что несоблюдение осужденными режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права.
Ситуация: Каков порядок привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков, а также за большинство административных правонарушений. В общем случае дисциплинарный арест назначается военным судом, остальные дисциплинарные взыскания - командиром (начальником) военнослужащего.
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков, а также за большинство административных правонарушений. В общем случае дисциплинарный арест назначается военным судом, остальные дисциплинарные взыскания - командиром (начальником) военнослужащего.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"В случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным статьей 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
(ред. от 28.06.2016)
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих"В случае привлечения указанного военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям, установленным статьей 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)При этом в случае привлечения этого военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение)При этом в случае привлечения этого военнослужащего к дисциплинарной ответственности она должна применяться не за административное правонарушение, а по основаниям и в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.