Привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 18.8 КоАП РФВыдворение из РФ в качестве дополнительного наказания за нарушение ч. 1.1, 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ назначат, несмотря на наличие проживающих в РФ родственников, имеющих российское гражданство (вид на жительство), если иностранный гражданин ранее привлекался к административной (уголовной) ответственности, длительное время незаконно находился на территории РФ и не принял мер к легализации пребывания >>>
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2022 N 88а-4652/2022 по делу N 2а-1467/2021
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Установлено, что истец проживает и работает на территории Российской Федерации, характеризуется положительно, причиненный им в результате совершенного преступления материальный ущерб возмещен в полном объеме, штраф оплачен, суд пришел к выводу о несоразмерности принятого решения тяжести совершенного иностранным гражданином преступления.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о законности принятого в отношении М. решения являются необоснованными, поскольку само по себе привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина не влечет безусловное неразрешение въезда в Российскую Федерацию по основанию, предусмотренному подпунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", поскольку оно должно быть обусловлено необходимостью обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, и в любом случае следует проверять наличие данных обстоятельств, а также, не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, исследовать и оценивать реальные обстоятельства, свидетельствующие о том, что вмешательство государства в осуществление прав иностранного гражданина является пропорциональным преследуемой правомерной цели.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о запрете въезда в РФ.
Обстоятельства: Установлено, что истец проживает и работает на территории Российской Федерации, характеризуется положительно, причиненный им в результате совершенного преступления материальный ущерб возмещен в полном объеме, штраф оплачен, суд пришел к выводу о несоразмерности принятого решения тяжести совершенного иностранным гражданином преступления.
Решение: Удовлетворено.Доводы кассационной жалобы о законности принятого в отношении М. решения являются необоснованными, поскольку само по себе привлечение к уголовной ответственности иностранного гражданина не влечет безусловное неразрешение въезда в Российскую Федерацию по основанию, предусмотренному подпунктом 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", поскольку оно должно быть обусловлено необходимостью обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, и в любом случае следует проверять наличие данных обстоятельств, а также, не ограничиваясь установлением лишь формальных оснований применения закона, исследовать и оценивать реальные обстоятельства, свидетельствующие о том, что вмешательство государства в осуществление прав иностранного гражданина является пропорциональным преследуемой правомерной цели.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Привлечение к уголовной ответственности на территории новых субъектов Российской Федерации
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Так, в литературе оспаривалась возможность привлечения к уголовной ответственности граждан Украины (иных иностранных граждан), совершивших преступление на территории Республики Крым до ее вхождения в состав Российской Федерации, поскольку возможные преступления не были направлены против интересов России и ее граждан либо постоянно проживающих в России лиц без гражданства, а также не относились к случаям, предусмотренным международным договором, что в силу ст. 12 УК РФ являлось обязательными условиями для распространения на подобные деяния юрисдикции Российской Федерации в уголовно-правовой сфере <27>.
(Курсаев А.В.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Так, в литературе оспаривалась возможность привлечения к уголовной ответственности граждан Украины (иных иностранных граждан), совершивших преступление на территории Республики Крым до ее вхождения в состав Российской Федерации, поскольку возможные преступления не были направлены против интересов России и ее граждан либо постоянно проживающих в России лиц без гражданства, а также не относились к случаям, предусмотренным международным договором, что в силу ст. 12 УК РФ являлось обязательными условиями для распространения на подобные деяния юрисдикции Российской Федерации в уголовно-правовой сфере <27>.
Статья: О взаимодействии ФСИН России с НЦБ Интерпола МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации в сфере международного розыска
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Сотрудники НЦБ Интерпола совместно с конвоем ФСИН России экстрадировали из-за рубежа 16 обвиняемых. В соответствии с подп. 5 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (ред. от 17.05.2021), конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции входит в число основных задач ФСИН России. Таким образом, ФСИН России как федеральному органу исполнительной власти отводится самая основная роль в процессе передачи и принятия экстрадируемых, непосредственное выполнение которой возложено на Управление исполнения приговоров и специального учета (УИПСУ) ФСИН России <16>. В Положении об управлении исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденном Приказом ФСИН России от 1 июня 2017 г. N 489 (ред. от 24.02.2021 N 105) <17>, предусмотрено, в частности, что одной из основных задач УИПСУ является организация исполнения постановлений (поручений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче иностранных граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, а также приеме из-за рубежа для привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации и иностранных граждан (п. 7.6).
(Григорьев В.Н., Тарасов М.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Сотрудники НЦБ Интерпола совместно с конвоем ФСИН России экстрадировали из-за рубежа 16 обвиняемых. В соответствии с подп. 5 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 (ред. от 17.05.2021), конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции входит в число основных задач ФСИН России. Таким образом, ФСИН России как федеральному органу исполнительной власти отводится самая основная роль в процессе передачи и принятия экстрадируемых, непосредственное выполнение которой возложено на Управление исполнения приговоров и специального учета (УИПСУ) ФСИН России <16>. В Положении об управлении исполнения приговоров и специального учета Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденном Приказом ФСИН России от 1 июня 2017 г. N 489 (ред. от 24.02.2021 N 105) <17>, предусмотрено, в частности, что одной из основных задач УИПСУ является организация исполнения постановлений (поручений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче иностранных граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, а также приеме из-за рубежа для привлечения к уголовной ответственности граждан Российской Федерации и иностранных граждан (п. 7.6).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306
(ред. от 17.04.2024)
"Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии"46. Иностранные граждане, содержащиеся в специальных учреждениях, нарушающие установленный режим содержания и допускающие противоправные действия, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 17.04.2024)
"Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии"46. Иностранные граждане, содержащиеся в специальных учреждениях, нарушающие установленный режим содержания и допускающие противоправные действия, привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения С. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ (цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения С. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.