Привлечение судьи в отставке
Подборка наиболее важных документов по запросу Привлечение судьи в отставке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12.1 "Дисциплинарная ответственность судей" Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации""Поскольку приостановление полномочий судьи и отставки судьи не относится к мерам дисциплинарной ответственности, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 12.1 Закона о статусе судей, правовые основания для применения сроков давности привлечения к ответственности, установленные пунктом 6 статьи 12.1 Закона о статусе судей, при принятии Коллегией решения о приостановлении отставки судьи Барановой И.В. отсутствовали. Исключение из этого общего правила предусмотрено лишь для случаев выявления после ухода судьи в отставку нарушений, допущенных им при исполнении полномочий судьи и являющихся основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи (подпункт 1 пункта 6 статьи 15 названного закона). Данные нарушения Барановой И.В. не вменялись."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Материальное обеспечение судьи в отставке: некоторые проблемы правового регулирования
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2022, N 5)Надлежащее материальное обеспечение судьи в отставке является гарантией независимости и беспристрастности действующего судьи, поэтому правовому регулированию этих отношений должно уделяться не менее пристальное внимание, чем правовому регулированию собственно судейского статуса. В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы, касающиеся назначения и выплаты судьям в отставке ежемесячного пожизненного содержания (ЕПС), а также его перерасчета. В частности, в аспекте права судьи на получение ЕПС проанализированы нормы о возможности привлечения судьи в отставке к осуществлению правосудия и о последствиях исполнения обязанностей судьи для материального обеспечения судьи в отставке. Автор приходит к выводу, что нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения, нуждаются в изменении. Кроме того, требуют внимания законодателя и вопросы пенсионного обеспечения лиц, в отношении которых принято решение о прекращении отставки судьи.
(Серенко С.Б.)
("Российский судья", 2022, N 5)Надлежащее материальное обеспечение судьи в отставке является гарантией независимости и беспристрастности действующего судьи, поэтому правовому регулированию этих отношений должно уделяться не менее пристальное внимание, чем правовому регулированию собственно судейского статуса. В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы, касающиеся назначения и выплаты судьям в отставке ежемесячного пожизненного содержания (ЕПС), а также его перерасчета. В частности, в аспекте права судьи на получение ЕПС проанализированы нормы о возможности привлечения судьи в отставке к осуществлению правосудия и о последствиях исполнения обязанностей судьи для материального обеспечения судьи в отставке. Автор приходит к выводу, что нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения, нуждаются в изменении. Кроме того, требуют внимания законодателя и вопросы пенсионного обеспечения лиц, в отношении которых принято решение о прекращении отставки судьи.
Статья: Судьи в отставке как кадровый резерв судебной системы
(Петрякова А.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)В большинстве изученных нами трудов отставка судьи рассматривается как итог судейской карьеры. Так, Г.Т. Ермошин исследует изменение правового статуса гражданина в динамике при переходе его правового положения от "соискателя должности судьи" до судьи в отставке. Он указывает, что целью государственной политики в отношении судьи, пребывающего в отставке, является его поощрение за добросовестный труд, достойное социальное обеспечение <11>. А между тем судьи в отставке являются высококлассными юристами, уникальными специалистами. Государственная политика может быть также направлена на активизацию привлечения судей в отставке к судебной работе, рассмотрение их в качестве кадрового резерва судебной системы. Их знания, опыт должны быть востребованы для целей временного восполнения судейского корпуса.
(Петрякова А.В.)
("Администратор суда", 2021, N 4)В большинстве изученных нами трудов отставка судьи рассматривается как итог судейской карьеры. Так, Г.Т. Ермошин исследует изменение правового статуса гражданина в динамике при переходе его правового положения от "соискателя должности судьи" до судьи в отставке. Он указывает, что целью государственной политики в отношении судьи, пребывающего в отставке, является его поощрение за добросовестный труд, достойное социальное обеспечение <11>. А между тем судьи в отставке являются высококлассными юристами, уникальными специалистами. Государственная политика может быть также направлена на активизацию привлечения судей в отставке к судебной работе, рассмотрение их в качестве кадрового резерва судебной системы. Их знания, опыт должны быть востребованы для целей временного восполнения судейского корпуса.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производится на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"3. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи производится на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению председателя соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей и документа, свидетельствующего об отсутствии у судьи, находящегося в отставке, заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
Статья: Особенности правового статуса судьи в отставке
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Наконец, законодательство предусматривает возможность привлечения судьи в отставке к осуществлению правосудия в качестве судьи на срок до одного года. Однако эта возможность доступна лишь судьям, имеющим стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет (почетным судьям), не состоящим на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, не имеющим заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи, и только в случаях наличия вакантной должности судьи, либо временного значительного увеличения объема работы в суде, либо отсутствия судьи или приостановления его полномочий.
(Уваров С.Ю.)
("Судья", 2020, N 12)Наконец, законодательство предусматривает возможность привлечения судьи в отставке к осуществлению правосудия в качестве судьи на срок до одного года. Однако эта возможность доступна лишь судьям, имеющим стаж работы в качестве судьи не менее 10 лет (почетным судьям), не состоящим на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, не имеющим заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи, и только в случаях наличия вакантной должности судьи, либо временного значительного увеличения объема работы в суде, либо отсутствия судьи или приостановления его полномочий.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда РФ, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;
Статья: О некоторых условиях развития частной модели медиации в юридической деятельности
(Загайнова С.К., Иванова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В-пятых, развитие законодательной базы. Для развития частной модели медиации необходимо закрепить в отраслевом законодательстве, что медиация является частью правовой помощи, оказываемой адвокатами, нотариусами. Очень большой потенциал для развития частной модели медиации с привлечением судей в отставке, которые помимо судебного примирения могли бы оказывать помощь в урегулировании правовых споров посредством проведения полноценной процедуры медиации.
(Загайнова С.К., Иванова Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)В-пятых, развитие законодательной базы. Для развития частной модели медиации необходимо закрепить в отраслевом законодательстве, что медиация является частью правовой помощи, оказываемой адвокатами, нотариусами. Очень большой потенциал для развития частной модели медиации с привлечением судей в отставке, которые помимо судебного примирения могли бы оказывать помощь в урегулировании правовых споров посредством проведения полноценной процедуры медиации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в п. 2 ст. 26 закреплено, что решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении отставки судей, а также об отказе в рекомендации на должности судей могут быть обжалованы заинтересованными лицами в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Например, Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" в п. 2 ст. 26 закреплено, что решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении либо прекращении полномочий судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, приостановлении либо прекращении отставки судей, а также об отказе в рекомендации на должности судей могут быть обжалованы заинтересованными лицами в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего решения.
Статья: Административная ответственность судей как лиц, обладающих привилегиями в праве
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Частично согласимся с мнением В.Ф. Луговика и В.А. Лаврентьева, что некоторые судьи, оказавшиеся в отставке, используют свое правовое положение, совершают не только административные правонарушения, но и уголовные преступления. Так, данные авторы приводят пример о получении взятки судьей в отставке и невозможности незамедлительно провести оперативно-розыскные мероприятия ввиду сложного механизма по лишению статуса неприкосновенности <14>. Полагаем, что следует пересмотреть подход к неприкосновенности судьи в отставке. Для привлечения судьи в отставке к административной ответственности, полагаем, необходимо исключить особый порядок привлечения к ответственности. В то же время для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимо соблюдать особый порядок подготовки к проведению данных мероприятий в отношении неприкосновенного лица.
(Стенюшкина Э.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)Частично согласимся с мнением В.Ф. Луговика и В.А. Лаврентьева, что некоторые судьи, оказавшиеся в отставке, используют свое правовое положение, совершают не только административные правонарушения, но и уголовные преступления. Так, данные авторы приводят пример о получении взятки судьей в отставке и невозможности незамедлительно провести оперативно-розыскные мероприятия ввиду сложного механизма по лишению статуса неприкосновенности <14>. Полагаем, что следует пересмотреть подход к неприкосновенности судьи в отставке. Для привлечения судьи в отставке к административной ответственности, полагаем, необходимо исключить особый порядок привлечения к ответственности. В то же время для проведения оперативно-розыскных мероприятий необходимо соблюдать особый порядок подготовки к проведению данных мероприятий в отношении неприкосновенного лица.
"Переговоры в гражданском праве и цивилистическом процессе: монография"
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Появление нотариально удостоверенного медиативного соглашения, имеющего силу исполнительного документа, сложно переоценить, поскольку это позволяет добиться заключения действительно эффективного соглашения, которое в случае неисполнения одной стороной будет подлежать принудительному исполнению. Это, на наш взгляд, делает его интересным для сторон, желающих получить определенные юридические гарантии при заключении соглашения в результате процедуры медиации. Кроме того, к осуществлению функций судебных примирителей будут привлекаться судьи в отставке. Предполагается, что деятельность судей в отставке в качестве судебных примирителей будет оплачиваться за счет бюджета из средств, которые поступают туда в качестве государственной пошлины, не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке. В любом случае для сторон работа судебного примирителя является бесплатной. Это позволяет нам рассчитывать на введение медиации в качестве обязательного досудебного порядка по отдельным категориям дел (из числа семейных споров в том числе) или на обязательность ее применения по указанию суда.
(под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)Появление нотариально удостоверенного медиативного соглашения, имеющего силу исполнительного документа, сложно переоценить, поскольку это позволяет добиться заключения действительно эффективного соглашения, которое в случае неисполнения одной стороной будет подлежать принудительному исполнению. Это, на наш взгляд, делает его интересным для сторон, желающих получить определенные юридические гарантии при заключении соглашения в результате процедуры медиации. Кроме того, к осуществлению функций судебных примирителей будут привлекаться судьи в отставке. Предполагается, что деятельность судей в отставке в качестве судебных примирителей будет оплачиваться за счет бюджета из средств, которые поступают туда в качестве государственной пошлины, не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке. В любом случае для сторон работа судебного примирителя является бесплатной. Это позволяет нам рассчитывать на введение медиации в качестве обязательного досудебного порядка по отдельным категориям дел (из числа семейных споров в том числе) или на обязательность ее применения по указанию суда.
Статья: Дискреционные полномочия регионов при территориальном строительстве мировой юстиции в свете положений Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"
(Козырева Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 4)В настоящее время отсутствует правовой акт, устанавливающий нормы нагрузки на мировых судей, хотя активная правотворческая работа, направленная на распределение нагрузки, ведется еще с 2006 г. Так, в ст. 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек, в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Кроме того, в 2010 г. была предусмотрена возможность замены временно отсутствующего по уважительным причинам мирового судьи, в 2013 г. уточнены особенности привлечения судей в отставке для исполнения обязанностей мирового судьи. Также председателю районного суда предоставлено право перераспределять дела между мировыми судьями, в целях обеспечения равномерности их нагрузки, по судебному району. Однако перечисленные меры носят временный характер и подходят только для решения локальной проблемы <12>.
(Козырева Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 4)В настоящее время отсутствует правовой акт, устанавливающий нормы нагрузки на мировых судей, хотя активная правотворческая работа, направленная на распределение нагрузки, ведется еще с 2006 г. Так, в ст. 4 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" были внесены изменения, согласно которым судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тыс. человек, в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок. Кроме того, в 2010 г. была предусмотрена возможность замены временно отсутствующего по уважительным причинам мирового судьи, в 2013 г. уточнены особенности привлечения судей в отставке для исполнения обязанностей мирового судьи. Также председателю районного суда предоставлено право перераспределять дела между мировыми судьями, в целях обеспечения равномерности их нагрузки, по судебному району. Однако перечисленные меры носят временный характер и подходят только для решения локальной проблемы <12>.
Статья: К вопросу об актуализации использования института судебного примирения
(Тимофеев Ю.А.)
("Российский судья", 2024, N 12)Подводя итоги, можно сказать, что поиск путей активизации использования судебного примирения имеет крайне важное практическое значение для раскрытия потенциала этой примирительной процедуры и перенаправления задачи судопроизводства в сторону содействия сторонам в мирном урегулировании споров. Приобрел актуальность вопрос изменения способа формирования корпуса судебных примирителей. Включение в состав судебных примирителей, кроме судей в отставке, еще и работников аппарата судов на востребованность процедуры вряд ли повлияет положительно, а, скорее, наоборот, разрушит специфическую особенность российской модели. Именно авторитет, знания, навыки, профессиональный и житейский опыт судей в отставке уже являются и в дальнейшем станут локомотивом продвижения российской модели судебного примирения, и отказ от этого - это недопустимый шаг назад. Необходимо продумывать способы, стимулирующие добровольное участие пребывающих в отставке судей в судебном примирении, повышение их заинтересованности к занятию этой профессиональной деятельностью. Для этого требуется устранение излишних бюрократических барьеров для привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судебных примирителей. Право проводить судебное примирение должно стать неотъемлемой частью правового статуса пребывающего в отставке судьи, оно должно быть закреплено в Законе о статусе судей, и его реализация должна определяться не решениями должностных лиц органов судебной власти, а исключительно волеизъявлением самого судьи в отставке, что, конечно, не должно исключать контроль за качеством исполнения им принятых на себя обязанностей со стороны органов судейского сообщества, включая право отстранить пребывающего в отставке судью от их исполнения по установленным в законе основаниям. Для изъявляющих согласие принимать участие в такой деятельности судей в отставке необходимо создать достойные условия для проведения примирительных процедур, предоставить организационные и материальные гарантии профессиональной деятельности, в том числе и в части установления справедливого и достойного высокого статуса судьи размера вознаграждения за осуществление достаточно сложной профессиональной деятельности по содействию сторонам конфликта в его мирном урегулировании.
(Тимофеев Ю.А.)
("Российский судья", 2024, N 12)Подводя итоги, можно сказать, что поиск путей активизации использования судебного примирения имеет крайне важное практическое значение для раскрытия потенциала этой примирительной процедуры и перенаправления задачи судопроизводства в сторону содействия сторонам в мирном урегулировании споров. Приобрел актуальность вопрос изменения способа формирования корпуса судебных примирителей. Включение в состав судебных примирителей, кроме судей в отставке, еще и работников аппарата судов на востребованность процедуры вряд ли повлияет положительно, а, скорее, наоборот, разрушит специфическую особенность российской модели. Именно авторитет, знания, навыки, профессиональный и житейский опыт судей в отставке уже являются и в дальнейшем станут локомотивом продвижения российской модели судебного примирения, и отказ от этого - это недопустимый шаг назад. Необходимо продумывать способы, стимулирующие добровольное участие пребывающих в отставке судей в судебном примирении, повышение их заинтересованности к занятию этой профессиональной деятельностью. Для этого требуется устранение излишних бюрократических барьеров для привлечения судей в отставке к исполнению обязанностей судебных примирителей. Право проводить судебное примирение должно стать неотъемлемой частью правового статуса пребывающего в отставке судьи, оно должно быть закреплено в Законе о статусе судей, и его реализация должна определяться не решениями должностных лиц органов судебной власти, а исключительно волеизъявлением самого судьи в отставке, что, конечно, не должно исключать контроль за качеством исполнения им принятых на себя обязанностей со стороны органов судейского сообщества, включая право отстранить пребывающего в отставке судью от их исполнения по установленным в законе основаниям. Для изъявляющих согласие принимать участие в такой деятельности судей в отставке необходимо создать достойные условия для проведения примирительных процедур, предоставить организационные и материальные гарантии профессиональной деятельности, в том числе и в части установления справедливого и достойного высокого статуса судьи размера вознаграждения за осуществление достаточно сложной профессиональной деятельности по содействию сторонам конфликта в его мирном урегулировании.