Признаки естественной монополии
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки естественной монополии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 "Сферы деятельности субъектов естественных монополий" Федерального закона "О естественных монополиях""Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, исходя из положений статей 3, 4, 5, 6 Закона N 147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Определения основных понятий" Федерального закона "О естественных монополиях""Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, исходя из положений статей 3, 4, 5, 6 Федерального закона N 147-ФЗ основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых аспектах тарифообразования на транспорте в условиях конкуренции
(Трофимов С.В.)
("Конкурентное право", 2019, N 4)При этом такой одиночный (как правило) перевозчик обычно соответствует признакам субъекта естественной монополии и может быть включен региональными органами ФАС РФ в соответствующий реестр. Но если он работает в статусе индивидуального предпринимателя, то на основе п. 2.2 ст. 5 ("Доминирующее положение") Закона "О защите конкуренции" антимонопольное ведомство не вправе определить его доминирующим на рынке оказываемых услуг, что прямо следует из содержания вышеупомянутой нормы Закона. Соответственно, цены и тарифы такой перевозчик назначает самостоятельно, и они не могут быть признаны монопольно высокими в соответствии со ст. 6 "Монопольно высокая цена". При этом применить к нему нормы ст. 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" или ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях ("Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке") также невозможно. По факту такому хозяйствующему субъекту может быть вменена практически только одна обязанность - представлять в надзорные органы усложненные виды отчетности, так как он номинально обладает статусом субъекта естественных монополий (на основе ст. 8 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
(Трофимов С.В.)
("Конкурентное право", 2019, N 4)При этом такой одиночный (как правило) перевозчик обычно соответствует признакам субъекта естественной монополии и может быть включен региональными органами ФАС РФ в соответствующий реестр. Но если он работает в статусе индивидуального предпринимателя, то на основе п. 2.2 ст. 5 ("Доминирующее положение") Закона "О защите конкуренции" антимонопольное ведомство не вправе определить его доминирующим на рынке оказываемых услуг, что прямо следует из содержания вышеупомянутой нормы Закона. Соответственно, цены и тарифы такой перевозчик назначает самостоятельно, и они не могут быть признаны монопольно высокими в соответствии со ст. 6 "Монопольно высокая цена". При этом применить к нему нормы ст. 10 "Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением" или ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях ("Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке") также невозможно. По факту такому хозяйствующему субъекту может быть вменена практически только одна обязанность - представлять в надзорные органы усложненные виды отчетности, так как он номинально обладает статусом субъекта естественных монополий (на основе ст. 8 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях").
Статья: О некоторых вопросах практики применения антимонопольного законодательства
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2019, N 4)В соответствии с положениями статей 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788).
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2019, N 4)В соответствии с положениями статей 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, неверен вывод судов о невозможности применения указанных ставок по причине того, что общество не включено в реестр естественных монополий. Исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Так как арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не может превышать федеральные ставки в случае, если на участках размещены объекты, предусмотренные подп. 2 ст. 49 ЗК РФ, неверен вывод судов о невозможности применения указанных ставок по причине того, что общество не включено в реестр естественных монополий. Исходя из положений ст. 3, 4, 5, 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий, который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
(ред. от 08.08.2024)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.