Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик применял льготную ставку земельного налога. В связи с привлечением налогоплательщика к административной ответственности за наличие многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности налоговый орган сделал вывод о нецелевом использовании налогоплательщиком земельных участков и доначислил земельный налог. Суд отметил, что пониженная ставка земельного налога не может применяться в силу одного лишь вида разрешенного использования земельного участка, указанного в государственном земельном кадастре. Налогоплательщик, применяя пониженную ставку, обязан доказать, что земельные участки предоставлены ему для сельскохозяйственного производства и что на этих земельных участках им осуществляется такое сельскохозяйственное производство. Вместе с тем признаки использования или неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства в период проверки определялись Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым признаком неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения является невовлечение в сельскохозяйственное производство 30 процентов и более земельного участка. Уполномоченным органом в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков установлено их неиспользование в сельскохозяйственных целях в меньшем размере (14 - 24 процента площади). Также суд отметил, что налогоплательщик привлечен к административной ответственности за использование земельного участка с нарушением природоохранных требований (ст. 8.7 КоАП РФ), а не за использование земельного участка не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Учитывая, что налоговый орган не опроверг факта использования большей части земельных участков для сельскохозяйственного производства, суд признал доначисление земельного налога неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик применял льготную ставку земельного налога. В связи с привлечением налогоплательщика к административной ответственности за наличие многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности налоговый орган сделал вывод о нецелевом использовании налогоплательщиком земельных участков и доначислил земельный налог. Суд отметил, что пониженная ставка земельного налога не может применяться в силу одного лишь вида разрешенного использования земельного участка, указанного в государственном земельном кадастре. Налогоплательщик, применяя пониженную ставку, обязан доказать, что земельные участки предоставлены ему для сельскохозяйственного производства и что на этих земельных участках им осуществляется такое сельскохозяйственное производство. Вместе с тем признаки использования или неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства в период проверки определялись Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации", в соответствии с которым признаком неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения является невовлечение в сельскохозяйственное производство 30 процентов и более земельного участка. Уполномоченным органом в отношении принадлежащих налогоплательщику земельных участков установлено их неиспользование в сельскохозяйственных целях в меньшем размере (14 - 24 процента площади). Также суд отметил, что налогоплательщик привлечен к административной ответственности за использование земельного участка с нарушением природоохранных требований (ст. 8.7 КоАП РФ), а не за использование земельного участка не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ). Учитывая, что налоговый орган не опроверг факта использования большей части земельных участков для сельскохозяйственного производства, суд признал доначисление земельного налога неправомерным.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в результате обследования земельного участка были установлены обстоятельства его неиспользования в течение длительного периода, указанные в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, в результате обследования земельного участка были установлены обстоятельства его неиспользования в течение длительного периода, указанные в перечне признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты изъятия неиспользуемых сельскохозяйственных земель
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В.)
("Российский судья", 2024, N 2)Новые нормы Закона об обороте земель носят бланкетный характер, так как для их применения необходимо использовать подзаконные нормативные акты - в первую очередь это Постановление Правительства РФ, в котором указаны признаки неиспользования сельскохозяйственных земель или использования их с нарушением земельного законодательства <10>. Одними из главных признаков неиспользования участка являются случаи, когда на более чем 50% его площади присутствуют сорные растения, иная растительность или наблюдаются признаки деградации земель. При этом данные факты будут считаться нецелевым использованием участка при условии, что на оставшейся территории, составляющей менее четверти от общей площади, не осуществляется сельскохозяйственная деятельность. Если площадь участка, на которой ведется сельскохозяйственная деятельность, превышает 25% от общей площади участка, то даже факт зарастания сорняками остальной части участка не будет являться признаком его неиспользования в соответствии с указанным Постановлением.
(Ястребов А.Е., Малявкина Н.В.)
("Российский судья", 2024, N 2)Новые нормы Закона об обороте земель носят бланкетный характер, так как для их применения необходимо использовать подзаконные нормативные акты - в первую очередь это Постановление Правительства РФ, в котором указаны признаки неиспользования сельскохозяйственных земель или использования их с нарушением земельного законодательства <10>. Одними из главных признаков неиспользования участка являются случаи, когда на более чем 50% его площади присутствуют сорные растения, иная растительность или наблюдаются признаки деградации земель. При этом данные факты будут считаться нецелевым использованием участка при условии, что на оставшейся территории, составляющей менее четверти от общей площади, не осуществляется сельскохозяйственная деятельность. Если площадь участка, на которой ведется сельскохозяйственная деятельность, превышает 25% от общей площади участка, то даже факт зарастания сорняками остальной части участка не будет являться признаком его неиспользования в соответствии с указанным Постановлением.
Статья: Некоторые правовые вопросы продовольственной безопасности и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Федеральным законом от 05.12.2022 N 507-ФЗ в Законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения и о государственной регистрации недвижимости <4> были внесены изменения, позволяющие сократить сроки процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Сейчас сокращены сроки принудительного отчуждения земельных участков. Кроме того, собственнику земельного участка, которому вынесено предписание, запрещено регистрировать переход права на этот участок до момента устранения им выявленного нарушения (подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Это позволяет устранить "пробел" в законодательстве, оставляющий лазейку для смены собственника, как правило фиктивной, с целью ухода от ответственности за неиспользование или ненадлежащие использование земельного участка. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Федеральным законом от 05.12.2022 N 507-ФЗ в Законы об обороте земель сельскохозяйственного назначения и о государственной регистрации недвижимости <4> были внесены изменения, позволяющие сократить сроки процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения. Сейчас сокращены сроки принудительного отчуждения земельных участков. Кроме того, собственнику земельного участка, которому вынесено предписание, запрещено регистрировать переход права на этот участок до момента устранения им выявленного нарушения (подп. 2 п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Это позволяет устранить "пробел" в законодательстве, оставляющий лазейку для смены собственника, как правило фиктивной, с целью ухода от ответственности за неиспользование или ненадлежащие использование земельного участка. Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1482 "О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации".