Признаки предвыборной агитации
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки предвыборной агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2024 N 16-79/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением избирательного законодательства.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы материал, размещенный Я. на асфальтном покрытии в виде надписи: галочка в квадрате и порядкового номера политической партии "Партия пенсионеров", а именно: "v N 7", содержит признаки предвыборной агитации, предназначен для массового распространения в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за конкретного кандидата и размещен с нарушением положений статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ. Применение деревянного трафарета и мойки высокого давления при нанесении указанной надписи не свидетельствует о том, что эта надпись не была предназначена для демонстрирования ее широкому кругу лиц.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением избирательного законодательства.
Решение: Удовлетворено.Вопреки доводам жалобы материал, размещенный Я. на асфальтном покрытии в виде надписи: галочка в квадрате и порядкового номера политической партии "Партия пенсионеров", а именно: "v N 7", содержит признаки предвыборной агитации, предназначен для массового распространения в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за конкретного кандидата и размещен с нарушением положений статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ. Применение деревянного трафарета и мойки высокого давления при нанесении указанной надписи не свидетельствует о том, что эта надпись не была предназначена для демонстрирования ее широкому кругу лиц.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Формы электронной предвыборной агитации
(Ященко К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 3)Следуя философскому определению формы, можно заключить, что форма предвыборной агитации есть ее внешнее выражение, по которому они могут различаться. Наиболее близким по своему смыслу к понятию форм предвыборной агитации, на наш взгляд, является легальное понятие агитационных материалов - печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенных для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (п. 1 ст. 2 Закона N 67-ФЗ). Опираясь на данное положение Закона, можно выделить печатную, аудиальную, аудиовизуальную и другие формы предвыборной агитации, круг которых в настоящее время может быть расширен.
(Ященко К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 3)Следуя философскому определению формы, можно заключить, что форма предвыборной агитации есть ее внешнее выражение, по которому они могут различаться. Наиболее близким по своему смыслу к понятию форм предвыборной агитации, на наш взгляд, является легальное понятие агитационных материалов - печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенных для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (п. 1 ст. 2 Закона N 67-ФЗ). Опираясь на данное положение Закона, можно выделить печатную, аудиальную, аудиовизуальную и другие формы предвыборной агитации, круг которых в настоящее время может быть расширен.
Статья: Член избирательной комиссии с правом решающего голоса: правовой статус и проблемы совершенствования деятельности
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 2)Примером может являться одно из решений Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии по делу, связанному с проведением досрочных выборов мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.). По мнению заявителя, размещение на улицах г. Новосибирска информационного плаката с названием одной из политических партий, региональное отделение которой выдвинуло кандидата на должность мэра г. Новосибирска, является предвыборной агитацией и должно быть оплачено из соответствующего избирательного фонда. Заявитель свое мнение обосновывал положением п. 4 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которому оплата рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. Новосибирская городская избирательная комиссия отметила, что размещение плаката произошло до начала избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска. В связи с этим был сделан вывод, что его содержание не носит агитационного характера в отношении Новосибирского регионального отделения партии, так как не содержит признаков предвыборной агитации. С учетом того что размещенную на щитах информацию по своему содержанию нельзя расценивать как предвыборную агитацию, по мнению комиссии, отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя <14>. Фактически комиссия отказалась признавать факт правонарушения в действиях, которые явно содержали его признаки.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 2)Примером может являться одно из решений Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии по делу, связанному с проведением досрочных выборов мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.). По мнению заявителя, размещение на улицах г. Новосибирска информационного плаката с названием одной из политических партий, региональное отделение которой выдвинуло кандидата на должность мэра г. Новосибирска, является предвыборной агитацией и должно быть оплачено из соответствующего избирательного фонда. Заявитель свое мнение обосновывал положением п. 4 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которому оплата рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. Новосибирская городская избирательная комиссия отметила, что размещение плаката произошло до начала избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска. В связи с этим был сделан вывод, что его содержание не носит агитационного характера в отношении Новосибирского регионального отделения партии, так как не содержит признаков предвыборной агитации. С учетом того что размещенную на щитах информацию по своему содержанию нельзя расценивать как предвыборную агитацию, по мнению комиссии, отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя <14>. Фактически комиссия отказалась признавать факт правонарушения в действиях, которые явно содержали его признаки.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"7. Наблюдатели, представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 настоящей статьи, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, наименования политической партии или фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата, наименования субъекта общественного контроля, указанного в пункте 1 или 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - субъект общественного контроля), направивших наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 настоящей статьи, - с указанием наименования организации, которую они представляют. Форма нагрудного знака наблюдателя утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"7. Наблюдатели, представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 настоящей статьи, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, наименования политической партии или фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата, наименования субъекта общественного контроля, указанного в пункте 1 или 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - субъект общественного контроля), направивших наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 настоящей статьи, - с указанием наименования организации, которую они представляют. Форма нагрудного знака наблюдателя утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"16. Наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества. На нагрудном знаке наблюдателя указываются также фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Формы нагрудных знаков наблюдателей устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"16. Наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества. На нагрудном знаке наблюдателя указываются также фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Формы нагрудных знаков наблюдателей устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.