Признаки предвыборной агитации

Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки предвыборной агитации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2024 N 16-79/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 5.12 КоАП РФ за изготовление, распространение, размещение агитационных материалов с нарушением избирательного законодательства.
Решение: Удовлетворено.
Вопреки доводам жалобы материал, размещенный Я. на асфальтном покрытии в виде надписи: галочка в квадрате и порядкового номера политической партии "Партия пенсионеров", а именно: "v N 7", содержит признаки предвыборной агитации, предназначен для массового распространения в период избирательной кампании с целью побудить избирателей к голосованию за конкретного кандидата и размещен с нарушением положений статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ. Применение деревянного трафарета и мойки высокого давления при нанесении указанной надписи не свидетельствует о том, что эта надпись не была предназначена для демонстрирования ее широкому кругу лиц.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Формы электронной предвыборной агитации
(Ященко К.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 3)
Следуя философскому определению формы, можно заключить, что форма предвыборной агитации есть ее внешнее выражение, по которому они могут различаться. Наиболее близким по своему смыслу к понятию форм предвыборной агитации, на наш взгляд, является легальное понятие агитационных материалов - печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенных для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума (п. 1 ст. 2 Закона N 67-ФЗ). Опираясь на данное положение Закона, можно выделить печатную, аудиальную, аудиовизуальную и другие формы предвыборной агитации, круг которых в настоящее время может быть расширен.
Статья: Член избирательной комиссии с правом решающего голоса: правовой статус и проблемы совершенствования деятельности
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2020, N 2)
Примером может являться одно из решений Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии по делу, связанному с проведением досрочных выборов мэра г. Новосибирска (январь - апрель 2014 г.). По мнению заявителя, размещение на улицах г. Новосибирска информационного плаката с названием одной из политических партий, региональное отделение которой выдвинуло кандидата на должность мэра г. Новосибирска, является предвыборной агитацией и должно быть оплачено из соответствующего избирательного фонда. Заявитель свое мнение обосновывал положением п. 4 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которому оплата рекламы с использованием наименования, эмблемы, иной символики избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств соответствующего избирательного фонда. Новосибирская городская избирательная комиссия отметила, что размещение плаката произошло до начала избирательной кампании по выборам мэра г. Новосибирска. В связи с этим был сделан вывод, что его содержание не носит агитационного характера в отношении Новосибирского регионального отделения партии, так как не содержит признаков предвыборной агитации. С учетом того что размещенную на щитах информацию по своему содержанию нельзя расценивать как предвыборную агитацию, по мнению комиссии, отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя <14>. Фактически комиссия отказалась признавать факт правонарушения в действиях, которые явно содержали его признаки.

Нормативные акты

Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
7. Наблюдатели, представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 настоящей статьи, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, наименования политической партии или фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата, наименования субъекта общественного контроля, указанного в пункте 1 или 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - субъект общественного контроля), направивших наблюдателя в избирательную комиссию, а представители средств массовой информации, указанные в части 1.2 настоящей статьи, - с указанием наименования организации, которую они представляют. Форма нагрудного знака наблюдателя утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"
16. Наблюдатели, представители средств массовой информации, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества. На нагрудном знаке наблюдателя указываются также фамилия, имя и отчество зарегистрированного кандидата, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Формы нагрудных знаков наблюдателей устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.