Признаки судебной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки судебной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 Конституции РФ"Суверенитет Российской Федерации, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебная власть в Республике Беларусь в свете конституционных новелл 2022 года
(Тиковенко О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Отличительными признаками судебной власти названы, во-первых, ее конкретный характер, поскольку судом по большей части рассматривается конкретное дело в рамках судопроизводства гражданского, уголовного, административного, по экономическим делам. Однако исключением здесь стал конституционный контроль, осуществление которого абстрактно и не ограничивается конкретным судебным делом, как, к примеру, при реализации предварительного контроля законов на соответствие Конституции до их подписания Президентом. Во-вторых, судебная власть является полностью регламентированной, она воплощается исключительно в особых процессуальных формах, закрепленных Конституцией и законами. И в-третьих, судебная власть не принадлежит определенному учреждению или должностному лицу, а осуществляется единолично или коллегиально "судом", т.е. всеми судьями как носителями судебной власти <5>. При этом под носителем в данном случае следует, на наш взгляд, понимать субъекта, служащего представителем или выразителем судебной власти, но не этой властью наделенного.
(Тиковенко О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Отличительными признаками судебной власти названы, во-первых, ее конкретный характер, поскольку судом по большей части рассматривается конкретное дело в рамках судопроизводства гражданского, уголовного, административного, по экономическим делам. Однако исключением здесь стал конституционный контроль, осуществление которого абстрактно и не ограничивается конкретным судебным делом, как, к примеру, при реализации предварительного контроля законов на соответствие Конституции до их подписания Президентом. Во-вторых, судебная власть является полностью регламентированной, она воплощается исключительно в особых процессуальных формах, закрепленных Конституцией и законами. И в-третьих, судебная власть не принадлежит определенному учреждению или должностному лицу, а осуществляется единолично или коллегиально "судом", т.е. всеми судьями как носителями судебной власти <5>. При этом под носителем в данном случае следует, на наш взгляд, понимать субъекта, служащего представителем или выразителем судебной власти, но не этой властью наделенного.
Статья: Правовые основы использования искусственного интеллекта в судебной деятельности в России и за рубежом
(Романовская О.В.)
("Российский судья", 2024, N 8)Возможность использования ИИ в судебной деятельности активно обсуждается в российской юридической литературе. С.А. Курочкин, определяя перспективы "цифрового судьи" в Российской Федерации, рассматривает их как путь поступательного развития судебной системы <2>. Иные авторы предлагают передать часть полномочий судьи, которые связаны с выполнением рутинной работы <3>. В то же время значительная часть ученых придерживаются традиционного подхода к осуществлению правосудия, считая, что излишняя цифровизация приведет к подмене институциональных признаков судебной власти <4>.
(Романовская О.В.)
("Российский судья", 2024, N 8)Возможность использования ИИ в судебной деятельности активно обсуждается в российской юридической литературе. С.А. Курочкин, определяя перспективы "цифрового судьи" в Российской Федерации, рассматривает их как путь поступательного развития судебной системы <2>. Иные авторы предлагают передать часть полномочий судьи, которые связаны с выполнением рутинной работы <3>. В то же время значительная часть ученых придерживаются традиционного подхода к осуществлению правосудия, считая, что излишняя цифровизация приведет к подмене институциональных признаков судебной власти <4>.
Нормативные акты
Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.
(ред. от 25.12.2023)
"О реабилитации жертв политических репрессий"Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.