Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил некоммерческой организации страховые взносы, сделав вывод о неправомерном применении организацией пониженных тарифов страховых взносов, установленных подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, ввиду отсутствия дохода за период, предшествующий переходу организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Суд признал доначисление неправомерным. С момента регистрации в феврале 2020 года организация применяет УСН и осуществляет деятельность в области социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Суд пришел к выводу о возникновении у организации дохода в 2020 году от оказания услуг по социальному обслуживанию, которое осуществлялось организацией посредством привлечения волонтерского труда. Суд заключил, что доход от реализации услуг получен в виде безвозмездного (волонтерского) труда и фактически может быть востребован в денежной форме. Суд пришел к выводу, что неполучение дохода от основного вида деятельности - социального обслуживания - при фактическом осуществлении такой деятельности и отсутствии иных видов деятельности в году, предшествующем году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не может расцениваться как нарушение условия, предусмотренного п. 7 ст. 427 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил некоммерческой организации страховые взносы, сделав вывод о неправомерном применении организацией пониженных тарифов страховых взносов, установленных подп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, ввиду отсутствия дохода за период, предшествующий переходу организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам. Суд признал доначисление неправомерным. С момента регистрации в феврале 2020 года организация применяет УСН и осуществляет деятельность в области социального обслуживания граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Суд пришел к выводу о возникновении у организации дохода в 2020 году от оказания услуг по социальному обслуживанию, которое осуществлялось организацией посредством привлечения волонтерского труда. Суд заключил, что доход от реализации услуг получен в виде безвозмездного (волонтерского) труда и фактически может быть востребован в денежной форме. Суд пришел к выводу, что неполучение дохода от основного вида деятельности - социального обслуживания - при фактическом осуществлении такой деятельности и отсутствии иных видов деятельности в году, предшествующем году перехода на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не может расцениваться как нарушение условия, предусмотренного п. 7 ст. 427 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как оформить пожилого родственника в дом для престарелых?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата возможности самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания или инвалидности (ст. 15 Закона N 442-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)Основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании является, в частности, полная или частичная утрата возможности самостоятельно себя обслуживать, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу возраста, заболевания или инвалидности (ст. 15 Закона N 442-ФЗ).
Статья: Порядок оказания социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Минтрудом России разъяснено, что критерием отнесения гражданина к категории лиц без определенного места жительства (далее - лица БОМЖ) является отсутствие у него места пребывания или жительства. Указанные критерии учитываются при признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Действующий правовой режим позволяет без регистрации по месту жительства и месту пребывания обеспечить доступ указанной категории лиц как к медицинской помощи, так и к социальным услугам (Письмо Минтруда России от 15.09.2022 N 26-6/ООГ-3592, далее - Письмо Минтруда России N 26-6/ООГ-3592).
(Гинодман Е.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Минтрудом России разъяснено, что критерием отнесения гражданина к категории лиц без определенного места жительства (далее - лица БОМЖ) является отсутствие у него места пребывания или жительства. Указанные критерии учитываются при признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Действующий правовой режим позволяет без регистрации по месту жительства и месту пребывания обеспечить доступ указанной категории лиц как к медицинской помощи, так и к социальным услугам (Письмо Минтруда России от 15.09.2022 N 26-6/ООГ-3592, далее - Письмо Минтруда России N 26-6/ООГ-3592).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"Статья 15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании
Приказ Минтруда России от 30.07.2014 N 500н
(ред. от 02.12.2020)
"Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 02.12.2020)
"Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг"МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ