Признание права собственности на канализационные сети
Подборка наиболее важных документов по запросу Признание права собственности на канализационные сети (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2023 N 08АП-4098/2023 по делу N А46-13736/2021
Требование: О расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества, взыскании уплаченных по договору денежных средств, возврате переданного по договору недвижимого имущества.
Решение: Требование удовлетворено.При рассмотрении судами дела N А46-19724/2020 по иску ООО "МИК" к истцу о признании права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 55:16:120702:8 под канализационными сетями ответчик, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, занимал правовую позицию, прямо противоположную поддерживаемой им в настоящем деле, согласно которой договор купли-продажи N 4 от 17.12.2018 между ответчиком и ООО "МИК" является ничтожным, а у ООО "МИК" нет юридических прав на землю под канализационными сетями, в связи с чем право на часть данного земельного участка у ООО "МИК" отсутствует, и подавал апелляционную и кассационную жалобы на судебные акты об удовлетворении требований ООО "МИК", в удовлетворении которых было отказано.
Требование: О расторжении договора купли-продажи недвижимого имущества, взыскании уплаченных по договору денежных средств, возврате переданного по договору недвижимого имущества.
Решение: Требование удовлетворено.При рассмотрении судами дела N А46-19724/2020 по иску ООО "МИК" к истцу о признании права собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 55:16:120702:8 под канализационными сетями ответчик, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, занимал правовую позицию, прямо противоположную поддерживаемой им в настоящем деле, согласно которой договор купли-продажи N 4 от 17.12.2018 между ответчиком и ООО "МИК" является ничтожным, а у ООО "МИК" нет юридических прав на землю под канализационными сетями, в связи с чем право на часть данного земельного участка у ООО "МИК" отсутствует, и подавал апелляционную и кассационную жалобы на судебные акты об удовлетворении требований ООО "МИК", в удовлетворении которых было отказано.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.01.2024 N 88а-2222/2024 по делу N 2а-1042/2022 (УИД 38RS0031-01-2021-007686-39)
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании выдачи разрешений на строительство.
Обстоятельства: Разрешения на строительство выданы в отсутствие положительного заключения экспертизы, проектной документации.
Решение: Удовлетворено.По мнению кассатора судами не принято во внимание, что юридически значимые технические условия N 1 от 18 ноября 2020 года были выданы Обществом "Регион" предыдущему собственнику земельных участков (ФИО9) со сроком действия 3 года и момент выдачи технических условий разрешение на строительство и разрешение на ввод не были отменены. Общество не извещалось об отмене выданных разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, а собственник сетей не отзывал и не отменял технические условия ввиду отсутствия права собственности на сети. Прокурор и администрация Марковского муниципального образования не обращались с исками о признании канализационных сетей самовольной постройкой, указанное опровергает выводы судов о невозможности эксплуатации сетей в связи с наличием признаков самовольной постройки.
Категория: Споры с органами власти в сфере строительства и жилищных отношений.
Требования: Об оспаривании выдачи разрешений на строительство.
Обстоятельства: Разрешения на строительство выданы в отсутствие положительного заключения экспертизы, проектной документации.
Решение: Удовлетворено.По мнению кассатора судами не принято во внимание, что юридически значимые технические условия N 1 от 18 ноября 2020 года были выданы Обществом "Регион" предыдущему собственнику земельных участков (ФИО9) со сроком действия 3 года и момент выдачи технических условий разрешение на строительство и разрешение на ввод не были отменены. Общество не извещалось об отмене выданных разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, а собственник сетей не отзывал и не отменял технические условия ввиду отсутствия права собственности на сети. Прокурор и администрация Марковского муниципального образования не обращались с исками о признании канализационных сетей самовольной постройкой, указанное опровергает выводы судов о невозможности эксплуатации сетей в связи с наличием признаков самовольной постройки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Закона о водоснабжении и водоотведении), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 Закона о водоснабжении и водоотведении), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Статья: Особенности правовой защиты граждан, заключивших договор участия в долевом строительстве в отношении индивидуальных жилых домов (коттеджей), при банкротстве застройщика
(Хаустова А.С.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)В частности, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлениях от 11.12.2018, от 20.03.2019 по делу N А60-53689/2016 о несостоятельности признал оправданным закрепление за указанными лицами права собственности, обосновав это тем, что жилой дом находится на территории, в отношении которой должником осуществлялся единый проект застройки жилого комплекса с общей жилищно-коммунальной инфраструктурой (инженерные сети, газоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, канализация, дороги), в рамках которого объединены разные виды возводимых жилых объектов - многоквартирные дома малой этажности и жилые помещения коттеджного типа. Застройщик одновременно привлекал денежные средства участников строительства многоквартирных домов и покупателей коттеджей, при этом денежные средства, полученные и от участников строительства в многоквартирных домах, и от заказчиков жилых помещений коттеджного типа, смешивались, аккумулировались должником и использовались для реализации проекта комплексной застройки. Таким образом, в рассматриваемом случае коттедж, по сути, представляет собой не отдельный самостоятельный объект индивидуального жилищного строительства, а элемент единого по территории и инфраструктуре строительного объекта, фактически покупатели коттеджей в финансово-экономическом плане являлись такими же дольщиками по созданию единого жилого комплекса, как и приобретатели квартир.
(Хаустова А.С.)
("Арбитражные споры", 2020, N 1)В частности, Арбитражный суд Уральского округа в Постановлениях от 11.12.2018, от 20.03.2019 по делу N А60-53689/2016 о несостоятельности признал оправданным закрепление за указанными лицами права собственности, обосновав это тем, что жилой дом находится на территории, в отношении которой должником осуществлялся единый проект застройки жилого комплекса с общей жилищно-коммунальной инфраструктурой (инженерные сети, газоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, канализация, дороги), в рамках которого объединены разные виды возводимых жилых объектов - многоквартирные дома малой этажности и жилые помещения коттеджного типа. Застройщик одновременно привлекал денежные средства участников строительства многоквартирных домов и покупателей коттеджей, при этом денежные средства, полученные и от участников строительства в многоквартирных домах, и от заказчиков жилых помещений коттеджного типа, смешивались, аккумулировались должником и использовались для реализации проекта комплексной застройки. Таким образом, в рассматриваемом случае коттедж, по сути, представляет собой не отдельный самостоятельный объект индивидуального жилищного строительства, а элемент единого по территории и инфраструктуре строительного объекта, фактически покупатели коттеджей в финансово-экономическом плане являлись такими же дольщиками по созданию единого жилого комплекса, как и приобретатели квартир.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134
(ред. от 30.11.2021)
"О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения"10. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:
(ред. от 30.11.2021)
"О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения"10. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: