Признание публичных слушаний несостоявшимися

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание публичных слушаний несостоявшимися (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2024 N 88А-19081/2024 (УИД 04RS0018-01-2024-001232-36)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании недействительными результатов публичных слушаний.
Обстоятельства: По утверждению истца, нарушение установленной процедуры проведения публичных слушаний ответчики в оповещении не указали сайт города, на котором будет размещена информация о проведении публичных слушаний и сам проект, а также не указали места размещения информационных стендов, не представляется возможным определить, в какой срок опубликовано оповещение на сайте города.
Решение: Отказано.
Апелляционной инстанцией установлено, что из представленных фотографий о размещении информации в местах массового скопления граждан видно, что места размещения информации не оборудованы информационными стендами, поэтому не представляется возможным определить, где именно размещена информация о начале публичных слушаний, однако указанное не влечет за собой признание несостоявшимися публичных слушаний и незаконным заключения по итогам публичных слушаний, поскольку оповещение граждан произведено путем размещения текста постановления N 57 в печатном издании, на официальном сайте муниципального образования, на стенде возле здания организатора публичных слушаний.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные слушания, общественные обсуждения
(КонсультантПлюс, 2024)
"...заявителем [предприниматель - ред.] оспаривается постановление Совета... "Об объявлении публичных слушаний по проекту планировки, проекту межевания территорий центрального рынка..."... При этом данные слушания были признаны несостоявшимися, поскольку предпринимателем были представлены предложения и замечания.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Общественный контроль в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих Федеральному закону N 212-ФЗ, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Публичные слушания в соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть организованы представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Частью 4 ст. 28 названного Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено определение порядка организации и проведения публичных слушаний уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Как показала практика, в порядок организации и проведения публичных слушаний включается значительное число вопросов: от назначения публичных слушаний, организации регистрации, выступлений участников до оснований признания публичных слушаний несостоявшимися. В связи с этим указанная выше норма представляется некорректной в части, допускающей включение данного порядка в устав муниципального образования. Учитывая, что устав муниципального образования является основным нормативным правовым актом муниципального образования, регламентирующим работу всего муниципалитета, включение в него значительного по объему текста, посвященного публичным слушаниям, не представляется целесообразным. На основании изложенного из ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 131-ФЗ предлагается исключить правило о возможности определения порядка организации и проведения публичных слушаний лишь уставом муниципального образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.Б. Горохов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)
Практика проведения общественных слушаний обширна, и, к сожалению, известно о многих случаях нарушений. Некоторые из таких случаев становятся поводом для возбуждения уголовных дел. Например, сетевое издание LIFETAMBOV.RU в июне 2019 г. сообщило о факте фальсификации протокола общественных слушаний, связанных с реконструкцией полигона захоронения твердых коммунальных отходов. Факт и обстоятельства фальсификации подписей участников слушаний были установлены решением районного суда, признавшего публичные слушания несостоявшимися, в результате чего межрайонным отделом управления Следственного комитета России по Тамбовской области возбуждено уголовное дело. В связи с большим общественным резонансом расследование указанного уголовного дела взято прокуратурой области на особый контроль <1>.

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 931-О-О
"По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге"
Как следует из представленных материалов, Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга, руководствуясь в том числе статьями 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 7 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", решением от 11 ноября 2009 года отказал в удовлетворении требований О.О. Андроновой к администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, ОАО "Общественно-деловой центр "Охта-центр", Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга и Комиссии по землепользованию и застройке Красногвардейского района Санкт-Петербурга о признании несостоявшимися публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и об обязании их повторного проведения. Придя к выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при проведении публичных слушаний и, соответственно, оснований для признания их несостоявшимися, суд указал, что публичные слушания являются лишь способом информирования населения о готовящемся градостроительном решении, а потому не порождают для истицы каких-либо прав и обязанностей, не нарушают ее права и свободы, не влекут позитивных или негативных последствий; признание же публичных слушаний несостоявшимися приведет к нарушению прав других граждан, принявших участие в обсуждении.
"Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций"
(утв. Минэкономразвития России)
Должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение процедуры проведения публичных слушаний. Должен быть предусмотрен механизм признания слушаний несостоявшимися (нарушение процедуры оповещения, умышленное назначение слушаний в неудобное для граждан время и в неудобном месте и т.д.).