Признание водопровода бесхозяйным

Подборка наиболее важных документов по запросу Признание водопровода бесхозяйным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Доводы кассационной жалобы о том, что до признания сетей бесхозяйными и передачи их в установленном порядке водоканалу оснований для возложения на него бремени содержания имущества не имеется, коллегией судей округа отклонены, поскольку обеспечение эксплуатации системы водоснабжения по смыслу статьи 8 Закона о водоснабжении построено именно на принципе распределения бремени содержания инженерных сетей между владельцами соответствующих участков с возложением отдельных "экстерриториальных" обязательств на профессиональных участников энергетического рынка, в том числе на гарантирующую организацию, осуществляющую эксплуатацию таких сетей применительно к части 5 статьи 8 Закона о водоснабжении. Кроме того, действующим законодательством предусмотрен механизм финансирования данных обязательств."
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2022 N 88-10401/2022
Категория спора: Водоснабжение.
Требования абонента: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Доказано нарушение прав граждан со стороны гарантирующей организации, выразившееся в отсутствии в домах холодного водоснабжения, что, в свою очередь, привело и к отсутствию отопления и горячей воды. Доказательств нарушения органом местного самоуправления личных неимущественных прав граждан не представлено.
Решение: Удовлетворено в части.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Котласского городского суда Архангельской области от 11 июня 2020 года, имеющим для ответчиков в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса преюдициальное значение, которым сети водоснабжения признаны бесхозяйными, с МО "Котлас" в лице администрации МО "Котлас" в пользу Т.А. взыскано в возмещение ущерба 120000 рублей. В удовлетворении исковых требований Т.А. к МП "Горводоканал" о возмещении ущерба отказано.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)
В случае если и уполномоченный муниципальный орган, и эксплуатирующая организация одновременно заявляют о своих правопритязаниях на бесхозяйный линейный объект в судебном порядке, то для разрешения возникшего спора наиболее справедливым и обоснованным является критерий, согласно которому право собственности приобретает лицо, в чьем владении и за чей счет обслуживается объект. Такой подход находит свое отражение в некоторых решениях судов апелляционной инстанции (см., например, [21, 22]) и выражается в оценке судом фактических действий заявителей, направленных на эксплуатацию и обслуживание спорных объектов. В качестве доказательств их совершения могут использоваться сведения о ремонтах, периодических осмотрах, содержащихся в технических паспортах объектов, в инвентарных карточках учета объекта основных средств. В этом случае лицо несет бремя содержания такого недвижимого имущества, фактически осуществляя полномочия собственника в отсутствие формально зарегистрированного за ним права собственности. Для устранения противоречий между фактической и юридической действительностью необходимо, чтобы такое лицо было наделено легальным основанием для обслуживания и эксплуатации линейного объекта, то есть за ним должно быть признано право собственности.
Статья: Анализ судебной практики рассмотрения споров в сфере водоснабжения и водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Юрист", 2024, N 4)
Судами при урегулировании возникающих разногласий также учитывается принцип защиты слабой стороны <9>. Применение данного принципа к спорным правоотношениям состоит в том, что абонент признается в публичном договоре ресурсоснабжения слабой стороной, исходя лишь из нормативного положения, установленного ч. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении по содержанию бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения исключительно на профессионального участника данных отношений, которым является организация ВКХ (гарантирующая организация). Однако данное положение не совсем является верным, поскольку, основываясь только на профессионализме участников правоотношений, судами не учитываются другие специфические аспекты правоотношений в сфере водоснабжения и водоотведения, например принцип однократного присоединения объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Нормативные акты

Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Решение ВАС РФ от 28.10.2013 N ВАС-10864/13
<О признании пункта 55.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу>
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости). Законодательство не только не запрещает использование кем-либо бесхозяйного имущества, но и гарантирует впоследствии приобретение права собственности на это имущество (статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, неопределенность с собственником объектов электросетевого хозяйства сама по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.