Проблемы переселения граждан из аварийного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Проблемы переселения граждан из аварийного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние институциональных изменений на "давальческие" договоры в сфере жилищного строительства
(Лозина Ю.А.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 4)<1> См., напр.: Зимин Д. Бракованные новостройки. Что делать? // Официальный сайт ЦИАН. URL: https://pskov.cian.ru/stati-brakovannye-novostrojki-chto-delat-276454/ (дата обращения: 26.08.2019); Правительство РФ: главная проблема при переселении граждан из аварийного жилья - некачественное строительство // Официальный портал СРО. URL: http://sroportal.ru/news/federal/pravitelstvo-rf-glavnaya-problema-pri-pereselenii-grazhdan-iz-avarijnogo-zhilya-nekachestvennoe-stroitelstvo/ (дата обращения: 26.06.2020); Какие риски при покупке новостройки? // Место проживания.ру. URL: https://mestoprozhivaniya.ru/kakie-riski-pri-pokupke-novostrojjki/ (дата обращения: 26.06.2020).
(Лозина Ю.А.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 4)<1> См., напр.: Зимин Д. Бракованные новостройки. Что делать? // Официальный сайт ЦИАН. URL: https://pskov.cian.ru/stati-brakovannye-novostrojki-chto-delat-276454/ (дата обращения: 26.08.2019); Правительство РФ: главная проблема при переселении граждан из аварийного жилья - некачественное строительство // Официальный портал СРО. URL: http://sroportal.ru/news/federal/pravitelstvo-rf-glavnaya-problema-pri-pereselenii-grazhdan-iz-avarijnogo-zhilya-nekachestvennoe-stroitelstvo/ (дата обращения: 26.06.2020); Какие риски при покупке новостройки? // Место проживания.ру. URL: https://mestoprozhivaniya.ru/kakie-riski-pri-pokupke-novostrojjki/ (дата обращения: 26.06.2020).
Статья: О заключении договора социального найма жилого помещения в случае признания его непригодным для проживания
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
(Древаль Л.Н., Ярославцева И.Л.)
("Современное право", 2022, N 4)Исходя из вышеизложенного считаем, что проблема могла бы быть решена на законодательном уровне. Было бы целесообразно, на наш взгляд, узаконить норму о переселении граждан из ветхого, аварийного жилого помещения в обязательном порядке, естественно, с предоставлением разумного срока. Решать эту задачу следует не только на уровне муниципального самоуправления. К ее решению необходимо подключать федеральные органы власти. В частности, следует разработать порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 21-П
"По делу о проверке конституционности части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Я.В. Штраус"Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания. При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса (тем более по нормам предоставления, им установленным), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности.
"По делу о проверке конституционности части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Я.В. Штраус"Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания. При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса (тем более по нормам предоставления, им установленным), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2023 N 20-П
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"5. Во многом такое положение дел связано с тем, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (тем более по нормам предоставления, установленным данным Кодексом), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке.
"По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан С.Н. Бирюковой, А.Л. Лебедева и Т.С. Лебедевой, С.З. Раджабова"5. Во многом такое положение дел связано с тем, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (тем более по нормам предоставления, установленным данным Кодексом), во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке.