Процедура разграничения прав на землю
Подборка наиболее важных документов по запросу Процедура разграничения прав на землю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""Сославшись на то, что в силу прямого указания подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества и на то, что по смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю не требует проведения специальных процедур по передаче земельного участка из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, суды не учли, что право государственной собственности на спорный земельный участок разграничено в 2016 году, и муниципальное образование город Ростов-на-Дону в лице департамента полномочно распорядилось этим участком, предоставив его в аренду коммерческой организации (АО "Ростовское") для целей строительства пожарного депо."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.37 "Цели установления публичного сервитута" ЗК РФ"Из содержания приведенных норм права в их совокупности и взаимной связи следует, что в процедуре установления публичного сервитута для целей, предусмотренных ст. 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является не принадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения для размещения которого устанавливается публичный сервитут."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственно-правовое регулирование использования и охраны защитных лесных насаждений в сельском хозяйстве
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Тем не менее на практике органы местного самоуправления нередко бездействуют, не инициируя перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации процедуру разграничения права государственной собственности на земельные участки под лесополосами. Тем самым они не реализуют положения действующего законодательства и оставляют лесополосы не защищенными от самовольных рубок, пожаров, захламления и других негативных явлений, на что обращают внимание в своих предписаниях также органы прокуратуры.
(Пышьева Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Тем не менее на практике органы местного самоуправления нередко бездействуют, не инициируя перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации процедуру разграничения права государственной собственности на земельные участки под лесополосами. Тем самым они не реализуют положения действующего законодательства и оставляют лесополосы не защищенными от самовольных рубок, пожаров, захламления и других негативных явлений, на что обращают внимание в своих предписаниях также органы прокуратуры.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<4> Минина Е.Л. Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства // Журнал российского права. 2021. N 6. С. 164.
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<4> Минина Е.Л. Нормативное закрепление принципов природоресурсного законодательства // Журнал российского права. 2021. N 6. С. 164.
Статья: Принцип добросовестности в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: к юбилею Гадиса Абдуллаевича Гаджиева
(Бушев А.Ю.)
("Закон", 2023, N 9)- о разграничении гостиничных услуг от сдачи жилого помещения в краткосрочный наем в многоквартирном доме (Постановление от 23 марта 2023 года N 9-П);
(Бушев А.Ю.)
("Закон", 2023, N 9)- о разграничении гостиничных услуг от сдачи жилого помещения в краткосрочный наем в многоквартирном доме (Постановление от 23 марта 2023 года N 9-П);
Статья: Нововведения в порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Из буквального толкования ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 39.18 ЗК РФ, полагаем, также усматривается наиболее существенный критерий разграничения предусмотренных данными нормами права процедур предоставления земельных участков в аренду без торгов для ведения К(Ф)Х, а именно: является ли испрашиваемый земельный участок объектом права как индивидуально-определенная вещь либо участок только предстоит образовать.
(Сукало В.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 8)Из буквального толкования ст. 10.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 39.18 ЗК РФ, полагаем, также усматривается наиболее существенный критерий разграничения предусмотренных данными нормами права процедур предоставления земельных участков в аренду без торгов для ведения К(Ф)Х, а именно: является ли испрашиваемый земельный участок объектом права как индивидуально-определенная вещь либо участок только предстоит образовать.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названная статья 30.1 была введена в Закон 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <435>, проект которого был разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок. Указанным Законом признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <436>, а Закон о введении ЗК РФ дополнен статьей 3.1, определяющей земельные участки, относимые в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, собственности субъектов РФ (в т.ч. собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. В пункте 5 указанной новой статьи установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у России, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно России, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Названная статья 30.1 была введена в Закон 1997 г. о регистрации Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ <435>, проект которого был разработан в целях совершенствования процедуры разграничения государственной собственности на землю в направлении упрощения данной процедуры и сокращения сроков ее реализации от стадии формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок. Указанным Законом признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" <436>, а Закон о введении ЗК РФ дополнен статьей 3.1, определяющей земельные участки, относимые в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности, собственности субъектов РФ (в т.ч. собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. В пункте 5 указанной новой статьи установлено, что изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у России, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно России, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки.
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - Закон N 58-ФЗ) в 2022 г. при предоставлении публичных земельных участков в собственность Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать перечень особенностей и случаев предоставления таких участков без проведения торгов и сокращать сроки соответствующих административных процедур.
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)Так, согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6> (далее - Закон N 58-ФЗ) в 2022 г. при предоставлении публичных земельных участков в собственность Правительство Российской Федерации наделяется правом устанавливать перечень особенностей и случаев предоставления таких участков без проведения торгов и сокращать сроки соответствующих административных процедур.
Статья: Правовые последствия привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности
(Белясов С.Н., Щербинина И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Читает лекционные курсы и ведет занятия по дисциплинам: "Гражданское право", "Гражданское процессуальное право", "Наследственное право", "Внедоговорные обязательства", "Земельное право", "Международное частное право".
(Белясов С.Н., Щербинина И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Читает лекционные курсы и ведет занятия по дисциплинам: "Гражданское право", "Гражданское процессуальное право", "Наследственное право", "Внедоговорные обязательства", "Земельное право", "Международное частное право".
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)При размещении объектов энергетики на основании использования земель и земельных участков без предоставления последних, а также без установления сервитута, публичного сервитута и последующем предоставлении земельного участка с расположенными на нем объектами энергетики гражданам и юридическим лицам требуется установить четкий порядок и поэтапную процедуру приобретения прав на землю энергетическими компаниями с тем, чтобы обеспечить правомерность нахождения частей земельных участков под указанными объектами после предоставления земельного участка. Факт первоначального их размещения на основании использования без предоставления, полагаем, в силу системного толкования земельного законодательства не образует сам по себе правовое основание их дальнейшего нахождения на земельном участке без оформления конкретного права на землю, даже если это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)При размещении объектов энергетики на основании использования земель и земельных участков без предоставления последних, а также без установления сервитута, публичного сервитута и последующем предоставлении земельного участка с расположенными на нем объектами энергетики гражданам и юридическим лицам требуется установить четкий порядок и поэтапную процедуру приобретения прав на землю энергетическими компаниями с тем, чтобы обеспечить правомерность нахождения частей земельных участков под указанными объектами после предоставления земельного участка. Факт первоначального их размещения на основании использования без предоставления, полагаем, в силу системного толкования земельного законодательства не образует сам по себе правовое основание их дальнейшего нахождения на земельном участке без оформления конкретного права на землю, даже если это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под землями и (или) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, понимаются земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в отношении которых не проведена нормативно регламентированная административная процедура распределения земельных участков и которые не закреплены за конкретным органом исполнительной власти.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Под землями и (или) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, понимаются земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в отношении которых не проведена нормативно регламентированная административная процедура распределения земельных участков и которые не закреплены за конкретным органом исполнительной власти.
Статья: Идеи профессора С.С. Алексеева и наука гражданского процессуального права
(Ярков В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)<10> См.: Иконицкая И.А. Соотношение земельного процесса с административным и гражданским процессом // Советское государство и право. 1972. N 4. С. 130.
(Ярков В.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 3)<10> См.: Иконицкая И.А. Соотношение земельного процесса с административным и гражданским процессом // Советское государство и право. 1972. N 4. С. 130.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков.