Продажа на торгах объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа на торгах объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26.03.2024 N 66а-495/2024 (УИД 15OS0000-01-2023-000112-10)
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.12.2023, которым отказано в признании недействующим постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания от 16.02.2023 N 56 "О порядке выкупа в собственность Республики Северная Осетия - Алания объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника".Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление не исключает возможность организации продажи ОКН с публичных торгов в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, оно лишь регламентирует процедуру одного из способов изъятия ОКН.
Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 06.12.2023, которым отказано в признании недействующим постановления правительства Республики Северная Осетия - Алания от 16.02.2023 N 56 "О порядке выкупа в собственность Республики Северная Осетия - Алания объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника".Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление не исключает возможность организации продажи ОКН с публичных торгов в случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, оно лишь регламентирует процедуру одного из способов изъятия ОКН.
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2022 по делу N 33-47619/2022
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании заключить соглашение о выкупе объекта культурного наследия.
Обстоятельства: Истец указал, что принадлежащий ему объект культурного наследия был изъят, он несет бремя содержания и является плательщиком налога на фактически уже не принадлежащее ему имущество, истцом в адрес ответчиков направлен проект соглашения, но в установленный срок ответ не получен.
Решение: Отказано.Поскольку требований о прекращении права собственности и перехода права собственности не заявлено и правового обоснования не имеется, учитывая, что основанием для перехода права собственности к иному лицу от собственника объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" может выступать либо соглашение о выкупе объекта культурного наследия, либо договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов, суд указал, что постановленное решение Останкинского районного суда адрес не может являться основанием для внесения записи в ЕГРН об изменении права собственности на объект культурного наследия, хотя и обязывает собственника и уполномоченные органы государственной власти заключить соответствующее соглашение, определив порядок, размер и условия выплаты выкупной цены с учетом правил, установленных действующим законодательством.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обязании заключить соглашение о выкупе объекта культурного наследия.
Обстоятельства: Истец указал, что принадлежащий ему объект культурного наследия был изъят, он несет бремя содержания и является плательщиком налога на фактически уже не принадлежащее ему имущество, истцом в адрес ответчиков направлен проект соглашения, но в установленный срок ответ не получен.
Решение: Отказано.Поскольку требований о прекращении права собственности и перехода права собственности не заявлено и правового обоснования не имеется, учитывая, что основанием для перехода права собственности к иному лицу от собственника объекта культурного наследия в соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" может выступать либо соглашение о выкупе объекта культурного наследия, либо договор купли-продажи, заключенный по результатам торгов, суд указал, что постановленное решение Останкинского районного суда адрес не может являться основанием для внесения записи в ЕГРН об изменении права собственности на объект культурного наследия, хотя и обязывает собственника и уполномоченные органы государственной власти заключить соответствующее соглашение, определив порядок, размер и условия выплаты выкупной цены с учетом правил, установленных действующим законодательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ограничения и обременения права собственности и исключительного права
(Сагдеева Л.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 3)2. Помимо положений ст. 240 ГК РФ, нормативным основанием иска выступают положения ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия", в соответствии с которой в случае, если собственник не выполняет требований к сохранению объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в судебном порядке может быть поставлен вопрос об изъятии у него бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия путем выкупа или организации его продажи с публичных торгов. Угроза сохранности объекта культурного наследия или сохранения им своего назначения должна быть реальной [72].
(Сагдеева Л.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 3)2. Помимо положений ст. 240 ГК РФ, нормативным основанием иска выступают положения ст. 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия", в соответствии с которой в случае, если собственник не выполняет требований к сохранению объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в судебном порядке может быть поставлен вопрос об изъятии у него бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия путем выкупа или организации его продажи с публичных торгов. Угроза сохранности объекта культурного наследия или сохранения им своего назначения должна быть реальной [72].
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем следует отметить, что за последние два года Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям совместно с Росреестром и Росимуществом подготовил целый пакет законодательных мер по совершенствованию регулирования имущественных отношений. Это в том числе вопросы более активного вовлечения низколиквидного имущества в хозяйственный оборот, совершенствования приватизационных процедур, в частности торгов по продаже публичного имущества, усиления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет предоставления права приватизации движимого имущества, вопросы стимулирования инвестиций в развитие инфраструктуры речных портов, повышения безопасности эксплуатации газовых сетей, восстановления и реконструкции объектов культурного наследия, вопросы обеспечения эффективности процедур реализации конфискованного имущества, повышения качества планирования и администрирования доходов, получаемых от сдачи в аренду федерального имущества.
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)Вместе с тем следует отметить, что за последние два года Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям совместно с Росреестром и Росимуществом подготовил целый пакет законодательных мер по совершенствованию регулирования имущественных отношений. Это в том числе вопросы более активного вовлечения низколиквидного имущества в хозяйственный оборот, совершенствования приватизационных процедур, в частности торгов по продаже публичного имущества, усиления имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства за счет предоставления права приватизации движимого имущества, вопросы стимулирования инвестиций в развитие инфраструктуры речных портов, повышения безопасности эксплуатации газовых сетей, восстановления и реконструкции объектов культурного наследия, вопросы обеспечения эффективности процедур реализации конфискованного имущества, повышения качества планирования и администрирования доходов, получаемых от сдачи в аренду федерального имущества.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в пункте 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"При продаже с публичных торгов объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, их собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение публичных торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в пункте 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
(ред. от 08.08.2024)При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".