Продажа вскрышных пород
Подборка наиболее важных документов по запросу Продажа вскрышных пород (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли недропользователь продавать вскрышные породы от добычи баритовых руд третьим лицам? Какие разрешительные документы необходимы для продажи вышеуказанных отвалов, которые находятся в границах действующего горного отвода недропользователя?
("Официальный сайт Роснедр", 2021)"Официальный сайт Роснедр www.rosnedra.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Роснедр", 2021)"Официальный сайт Роснедр www.rosnedra.gov.ru", 2021
Статья: Юридические пороки сделки, совершенной пользователем недр, по отчуждению вскрышных и вмещающих горных пород, содержащих общераспространенные полезные ископаемые
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Кроме того, исследуемые правовые предписания не содержат указание на то, какой юридический факт должен лежать в основе передачи вскрышных пород от пользователя недр другим лицам. Как верно отмечено В.Б. Исаковым, "юридическими фактами не могут служить абстрактные понятия и идеи, а также явления без определенного, четко выраженного социального содержания" <3>. Ссылку на конкретный юридический факт - договор, предусматривающий передачу вскрышных пород недропользователем, можно найти лишь в подзаконном нормативном акте, а именно правовых предписаниях п. 11, 12 Приказа Минприроды России N 247 и Роснедр N 04 от 25 апреля 2023 г. "Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр" <4> (далее - Приказ "О порядке использования"). При этом анализируемые нормы Приказа не содержат указание на конкретный вид договора (купли-продажи, мены, дарения, ссуды и т.п.), который должен быть заключен, его правовую природу, форму, отсутствует указание на существенные условия, без согласования которых договор считается незаключенным. Справедливости ради следует отметить, что в указанном подзаконном акте содержится отсылочная норма к ст. 157 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), исходя из которой данный договор должен быть заключен под отлагательным условием, которое предполагает использование вскрышных пород приобретателем для собственных нужд, исходя из целей, указанных в законодательстве о недрах. При этом в качестве иных лиц - приобретателей могут выступать как лица, осуществляющие пользование недрами, так и не являющиеся таковыми.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Кроме того, исследуемые правовые предписания не содержат указание на то, какой юридический факт должен лежать в основе передачи вскрышных пород от пользователя недр другим лицам. Как верно отмечено В.Б. Исаковым, "юридическими фактами не могут служить абстрактные понятия и идеи, а также явления без определенного, четко выраженного социального содержания" <3>. Ссылку на конкретный юридический факт - договор, предусматривающий передачу вскрышных пород недропользователем, можно найти лишь в подзаконном нормативном акте, а именно правовых предписаниях п. 11, 12 Приказа Минприроды России N 247 и Роснедр N 04 от 25 апреля 2023 г. "Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр" <4> (далее - Приказ "О порядке использования"). При этом анализируемые нормы Приказа не содержат указание на конкретный вид договора (купли-продажи, мены, дарения, ссуды и т.п.), который должен быть заключен, его правовую природу, форму, отсутствует указание на существенные условия, без согласования которых договор считается незаключенным. Справедливости ради следует отметить, что в указанном подзаконном акте содержится отсылочная норма к ст. 157 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), исходя из которой данный договор должен быть заключен под отлагательным условием, которое предполагает использование вскрышных пород приобретателем для собственных нужд, исходя из целей, указанных в законодательстве о недрах. При этом в качестве иных лиц - приобретателей могут выступать как лица, осуществляющие пользование недрами, так и не являющиеся таковыми.
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользователи недр на участках недр, расположенных на территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, и содержащих минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, помимо целей, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", имеют право в соответствии с лицензией на пользование недрами использовать добытые минеральные воды для их реализации, а лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы - для производства продукции и ее последующей реализации.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Пользователи недр на участках недр, расположенных на территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, и содержащих минеральные воды, лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы, помимо целей, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", имеют право в соответствии с лицензией на пользование недрами использовать добытые минеральные воды для их реализации, а лечебные грязи, имеющие лечебные свойства полезные ископаемые и специфические минеральные ресурсы - для производства продукции и ее последующей реализации.
Вопрос: Об НДПИ в отношении "ненормируемых" потерь полезных ископаемых.
(Письмо ФНС России от 18.09.2025 N СД-4-3/8514@)2) на реализацию всего объема вскрышных пород Общество не может повлиять, размещая их в отвале.
(Письмо ФНС России от 18.09.2025 N СД-4-3/8514@)2) на реализацию всего объема вскрышных пород Общество не может повлиять, размещая их в отвале.
Вопрос: О применении ставки НДПИ 0% при добыче углеводородного сырья из запасов полезного ископаемого, отнесенных к категории "нерентабельных".
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-06-07-01/15283)Так, согласно приказу Роснедр от 15.07.2019 N 277 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов" государственную услугу недропользователям по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам предоставляют Роснедра.
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-06-07-01/15283)Так, согласно приказу Роснедр от 15.07.2019 N 277 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определению нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, по результатам технико-экономического обоснования постоянных разведочных или эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов" государственную услугу недропользователям по отнесению запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам предоставляют Роснедра.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 18.09.2025 N СД-4-3/8514@ <Как облагаются НДПИ "ненормируемые" потери полезных ископаемых?>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)- на реализацию всего объема вскрышных пород Общество не может повлиять, размещая их в отвале.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)- на реализацию всего объема вскрышных пород Общество не может повлиять, размещая их в отвале.
Статья: Значение комплексной геолого-экономической оценки для определения правового режима и дальнейшего использования отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
(Прощалыгин Р.А.)
("Юрист", 2024, N 9)Помимо этого, ст. 23.5 Федерального закона "О недрах" устанавливает особый правовой режим вскрышных и вмещающих пород, который предполагает возможность хозяйствующего субъекта по своему усмотрению распоряжаться данными отходами недропользования без каких-либо дополнительных условий, связанных с необходимостью установления наличия в них полезных ископаемых, их включением в классификационный каталог отходов производства и потребления. В частности, недропользователь наделяется правом отчуждать вскрышные и вмещающие породы третьим лицам для дальнейшего использования в собственных производственных или технологических нуждах. Законодательное закрепление правомочия распоряжения вскрышными и вмещающими породами за пользователем недр нарушает право собственности субъекта РФ на общераспространенные полезные ископаемые, закрепленное в абз. 1 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона "О недрах", которые в большинстве случаев содержит данный вид отходов недропользования. Указанная возможность распоряжения вскрышными и вмещающими породами со стороны хозяйствующего субъекта, по своей сути, лишает субъект РФ возможности получения налога на добычу полезных ископаемых. В связи с чем, исходя из анализируемой нормы, недропользователь может вести вполне законную деятельность по продаже общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих породах, без соответствующих отчислений в бюджет субъекта РФ и без получения лицензии на добычу общераспространенных полезных ископаемых.
Статья: Проблема нормативного закрепления права собственности на отходы недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<12> Приказ Минприроды России и Роснедр от 25 апреля 2023 г. N 247/04 "Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)<12> Приказ Минприроды России и Роснедр от 25 апреля 2023 г. N 247/04 "Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.