Продуктовые границы
Подборка наиболее важных документов по запросу Продуктовые границы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Заявитель не согласен с претензией об установлении, поддержании монопольно высокой цены
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
(КонсультантПлюс, 2025)повышены цены на SMS-сообщения, но в аналитическом отчете о доминирующем положении не определены продуктовые границы товарного рынка
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Определения основных понятий" Федерального закона "О естественных монополиях""Судебная коллегия, проанализировав положения частей 1, 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, статей 3, 4 Закона N 147-ФЗ с учетом имеющихся в деле доказательств, пришла к выводу о том, что ООО "КТЛП" является оператором морского терминала в порту Корсаков, а потому относится к числу субъектов естественных монополий, соответственно, и к числу лиц, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, продуктовыми границами которых являются товары, работы, услуги, реализуемые указанным обществом в ходе осуществления основного вида деятельности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке бензина по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В практике закупок по Закону N 223-ФЗ встречается и другая позиция: в условиях, когда поставка осуществляется на территории всей России, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами и объединение их в одну закупку неправомерно (см. Решение ФАС России от 12.05.2016 N 223ФЗ-192/16). Полагаем, что существует риск применения данной позиции и к закупкам по Закону N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)В практике закупок по Закону N 223-ФЗ встречается и другая позиция: в условиях, когда поставка осуществляется на территории всей России, бензины автомобильные и дизельное топливо относятся к рынкам с разными продуктовыми границами и объединение их в одну закупку неправомерно (см. Решение ФАС России от 12.05.2016 N 223ФЗ-192/16). Полагаем, что существует риск применения данной позиции и к закупкам по Закону N 44-ФЗ.
Нормативные акты
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 30.01.2013 N 7
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"III. Определение продуктовых границ товарного рынка
(ред. от 22.05.2025)
"О Методике оценки состояния конкуренции"III. Определение продуктовых границ товарного рынка
Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)III. Определение продуктовых границ товарного рынка
(ред. от 12.03.2020)
"Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18026)III. Определение продуктовых границ товарного рынка
Статья: Правовая защита от недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием объектов авторских и смежных прав
(Панов Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Отечественные исследователи, в частности В.И. Еременко, поднимают вопрос о соотношении норм о недобросовестной конкуренции и запрете контрафактной продукции <11>. Речь идет о возможных противоречиях между двумя правовыми способами борьбы с нарушением закона в области исключительных прав. Но для признания правонарушения недобросовестной конкуренцией оно должно соответствовать как общим признакам, так и специальным. Более того, если говорить о применении ст. 14.5 Закона о защите конкуренции, то правонарушение совершает конкурент правообладателя. То есть важно установление именно конкурентных отношений. Значит, необходим анализ границ рынка, а именно географических и продуктовых границ, состава продавцов и покупателей <12>. О.А. Городов дополнительно называет ряд принципиальных отличий, в частности для целей 4-й ч. Гражданского кодекса Российской Федерации <13> (далее - ГК РФ) важно выражение объекта на материальном носителе, а для конкурентного законодательства незаконный факт введения товара в оборот; разный характер последствий применения этих способов защиты; различия в понятии товара для Закона о защите о конкуренции от понятия материального носителя для целей признания продукции контрафактом <14>.
(Панов Н.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 2)Отечественные исследователи, в частности В.И. Еременко, поднимают вопрос о соотношении норм о недобросовестной конкуренции и запрете контрафактной продукции <11>. Речь идет о возможных противоречиях между двумя правовыми способами борьбы с нарушением закона в области исключительных прав. Но для признания правонарушения недобросовестной конкуренцией оно должно соответствовать как общим признакам, так и специальным. Более того, если говорить о применении ст. 14.5 Закона о защите конкуренции, то правонарушение совершает конкурент правообладателя. То есть важно установление именно конкурентных отношений. Значит, необходим анализ границ рынка, а именно географических и продуктовых границ, состава продавцов и покупателей <12>. О.А. Городов дополнительно называет ряд принципиальных отличий, в частности для целей 4-й ч. Гражданского кодекса Российской Федерации <13> (далее - ГК РФ) важно выражение объекта на материальном носителе, а для конкурентного законодательства незаконный факт введения товара в оборот; разный характер последствий применения этих способов защиты; различия в понятии товара для Закона о защите о конкуренции от понятия материального носителя для целей признания продукции контрафактом <14>.
Статья: Категории "цифровая платформа" и "цифровой товарный рынок" для целей конкурентного права
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Категория "товарный рынок" всегда была основополагающей для конкурентного права и, без сомнения, в период платформенной экономики не потеряет своей значимости. Однако цифровая трансформация ведет к необходимости изменения подходов к продуктовым и географическим границам товарных рынков. Прежде всего стираются территориальные барьеры. Однако обращаем внимание, что речь идет именно о цифровом контенте и цифровых товарных рынках. Если посредством цифровой платформы приобретается не цифровой контент, а обычный материальный товар, то границы товарного рынка в цифровой экономике также при применении цифровых платформ могут меняться, но не столь кардинально. Вторая проблема, требующая анализа, это, конечно, формирование новых подходов к продуктовым границам товарных рынков с учетом товара, предлагаемого владельцами цифровых платформ.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2025, N 4)Категория "товарный рынок" всегда была основополагающей для конкурентного права и, без сомнения, в период платформенной экономики не потеряет своей значимости. Однако цифровая трансформация ведет к необходимости изменения подходов к продуктовым и географическим границам товарных рынков. Прежде всего стираются территориальные барьеры. Однако обращаем внимание, что речь идет именно о цифровом контенте и цифровых товарных рынках. Если посредством цифровой платформы приобретается не цифровой контент, а обычный материальный товар, то границы товарного рынка в цифровой экономике также при применении цифровых платформ могут меняться, но не столь кардинально. Вторая проблема, требующая анализа, это, конечно, формирование новых подходов к продуктовым границам товарных рынков с учетом товара, предлагаемого владельцами цифровых платформ.
Статья: Маркетинговое исследование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Маркетинговое исследование различается в зависимости от предмета, по которому оно проводится: это может быть исследование определенного товарного рынка в целом или его отдельных сегментов, его географических и продуктовых границ, уровня платежеспособного спроса, потребительских предпочтений потенциальных потребителей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Маркетинговое исследование различается в зависимости от предмета, по которому оно проводится: это может быть исследование определенного товарного рынка в целом или его отдельных сегментов, его географических и продуктовых границ, уровня платежеспособного спроса, потребительских предпочтений потенциальных потребителей.
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Законодательство о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу России по электронным средствам связи.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Законодательство о таможенном деле не предусматривает таможенное оформление информационных продуктов, перемещаемых через таможенную границу России по электронным средствам связи.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Новые бизнес-модели и технические характеристики цифровых продуктов размывают границы между товаром и услугой <46>. Часто услуги являются "побочным" продуктом, приобретение которого связано с приобретением товара <47>. Например, компания Apple, контролируя операционную систему iOS и магазин приложений App Store, практикует предварительную автоматическую установку сервисов на реализуемые мобильные устройства либо, наоборот, допускает использование ряда сервисов только на устройствах своего бренда. Аналогично работает и компания Samsung через операционную систему Android и магазин приложений Google Play.
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)Новые бизнес-модели и технические характеристики цифровых продуктов размывают границы между товаром и услугой <46>. Часто услуги являются "побочным" продуктом, приобретение которого связано с приобретением товара <47>. Например, компания Apple, контролируя операционную систему iOS и магазин приложений App Store, практикует предварительную автоматическую установку сервисов на реализуемые мобильные устройства либо, наоборот, допускает использование ряда сервисов только на устройствах своего бренда. Аналогично работает и компания Samsung через операционную систему Android и магазин приложений Google Play.
Статья: Учет нефинансовых гарантий в отчетности российских банков
(Чемова Е.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 3)А возможность выбора учетной политики (учет в соответствии с МСФО (IFRS) 9 или МСФО (IFRS) 17) применительно к займам, предусматривающим освобождение от их погашения в случае смерти заемщика <9>, и финансовым гарантиям <10> подводит к мысли о том, что Совет по МСФО осознает: несмотря на различия в бизнесе банков и страховщиков, они могут выпускать "пограничные" продукты, на которые можно посмотреть как со стороны страхового, так и со стороны финансового (кредитного) риска. Именно с этими продуктами и возникают сложности.
(Чемова Е.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 3)А возможность выбора учетной политики (учет в соответствии с МСФО (IFRS) 9 или МСФО (IFRS) 17) применительно к займам, предусматривающим освобождение от их погашения в случае смерти заемщика <9>, и финансовым гарантиям <10> подводит к мысли о том, что Совет по МСФО осознает: несмотря на различия в бизнесе банков и страховщиков, они могут выпускать "пограничные" продукты, на которые можно посмотреть как со стороны страхового, так и со стороны финансового (кредитного) риска. Именно с этими продуктами и возникают сложности.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)В соответствии с пунктом 10.3 Приказа по делам, возбужденным по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, за исключением нарушений пункта 2 части 1 статьи 11, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится исходя из предмета соглашения хозяйствующих субъектов, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства; в) определение географических границ товарного рынка <1>; г) установление факта наличия конкурентных отношений между участниками соглашения.
Статья: Острые проблемы конкуренции цифровых платформ на примере исследования поисковых систем
(Бурлакова Ю.Р.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Окружной суд США по округу Колумбия в деле U.S. and Plaintiff States v. Google LLC. (2020), в свою очередь, тоже применил подход, в который заложен SSNDQ-тест, основанный на прецеденте Brown Shoe <7>. Согласно Brown Shoe наличие рынка в заданных продуктовых границах подтверждается следующими факторами: индустрия признает самостоятельность рынка в заданных продуктовых границах; наличие отличительных характеристик продукта; уникальные производственные мощности; собственная группа потребителей; собственная система ценообразования; чувствительность к изменению цен (курсив мой. - Прим. Ю.Б.) <8>; специализированные продавцы. Данный тест не избежал критики. Некоторые исследователи считают, что использованием стандарта Brown Shoe мы натыкаемся на те же самые грабли, что и в "Целлофановом парадоксе" <9>: тест не исключает грубые погрешности при проведении оценки взаимозаменяемости товара хозяйствующего субъекта, уже монополизировавшего рынок <10>. При этом именно в Китае в деле Qihoo v. Tencent с помощью SSNDQ-теста удалось верно установить взаимозаменяемые товары через сужение границ рынка по признаку функционала используемого потребителями сервиса.
(Бурлакова Ю.Р.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Окружной суд США по округу Колумбия в деле U.S. and Plaintiff States v. Google LLC. (2020), в свою очередь, тоже применил подход, в который заложен SSNDQ-тест, основанный на прецеденте Brown Shoe <7>. Согласно Brown Shoe наличие рынка в заданных продуктовых границах подтверждается следующими факторами: индустрия признает самостоятельность рынка в заданных продуктовых границах; наличие отличительных характеристик продукта; уникальные производственные мощности; собственная группа потребителей; собственная система ценообразования; чувствительность к изменению цен (курсив мой. - Прим. Ю.Б.) <8>; специализированные продавцы. Данный тест не избежал критики. Некоторые исследователи считают, что использованием стандарта Brown Shoe мы натыкаемся на те же самые грабли, что и в "Целлофановом парадоксе" <9>: тест не исключает грубые погрешности при проведении оценки взаимозаменяемости товара хозяйствующего субъекта, уже монополизировавшего рынок <10>. При этом именно в Китае в деле Qihoo v. Tencent с помощью SSNDQ-теста удалось верно установить взаимозаменяемые товары через сужение границ рынка по признаку функционала используемого потребителями сервиса.