Профессиональные умения
Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональные умения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Обязанность работодателя проводить повышение квалификации своих работников
(КонсультантПлюс, 2025)"...В отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены... работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов, оплачивающееся за счет работодателя, и по смыслу статей 196 и 198 Трудового кодекса Российской Федерации не может служить предметом ученического договора..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...В отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены... работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов, оплачивающееся за счет работодателя, и по смыслу статей 196 и 198 Трудового кодекса Российской Федерации не может служить предметом ученического договора..."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 307 "Понятие обязательства" ГК РФ"Ссылка кассатора на то, что сетевая организация не уполномочена изменять основание заявки на технологическое присоединение, не принимается судом округа во внимание, поскольку исходя из общего принципа солидаризма сторон (пункт 3 статьи 307 ГК РФ), заключающегося в обязанности по взаимному оказанию необходимого содействия для достижения цели обязательства, а также с учетом наличия у ответчика специальных ресурсов и профессиональных умений в данной сфере, отказ компании, имевшей возможность своевременно осуществить верную квалификацию заявки предпринимателя, от исполнения обязательств по осуществлению технологического присоединения спорного объекта по формальному основанию является незаконным и необоснованным."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аттестация работников коммерческих организаций: что необходимо учесть при разработке ЛНА
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2022, N 10)Многие компании проводят аттестацию своих работников. Этот инструмент позволяет проверять знания работников, выявлять кандидатов на повышение в должности, на увольнение, показывает, кого из работников необходимо "подтянуть" в профессиональных умениях, мотивирует работников к профессиональному росту.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2022, N 10)Многие компании проводят аттестацию своих работников. Этот инструмент позволяет проверять знания работников, выявлять кандидатов на повышение в должности, на увольнение, показывает, кого из работников необходимо "подтянуть" в профессиональных умениях, мотивирует работников к профессиональному росту.
Статья: Увольнение под давлением
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2025, N 3)Личные отношения на работе, особенно взаимоотношения с руководством, играют отнюдь не последнюю роль. Зачастую именно не профессиональные качества, а умение выстраивать коммуникацию, диалог с коллегами помогает в карьере. Конфликт с руководством может стать поводом к увольнению сотрудника под разными предлогами, прикрытыми юридическим обоснованием.
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2025, N 3)Личные отношения на работе, особенно взаимоотношения с руководством, играют отнюдь не последнюю роль. Зачастую именно не профессиональные качества, а умение выстраивать коммуникацию, диалог с коллегами помогает в карьере. Конфликт с руководством может стать поводом к увольнению сотрудника под разными предлогами, прикрытыми юридическим обоснованием.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
"Типовая методика оценки профессиональной образовательной программы при проведении профессионально-общественной аккредитации"
(утв. АНО НАРК)Таблица 5. Сопоставление умений, предусмотренных профессиональной образовательной программой, и связанных компонентов ПС
(утв. АНО НАРК)Таблица 5. Сопоставление умений, предусмотренных профессиональной образовательной программой, и связанных компонентов ПС
Готовое решение: В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен
(КонсультантПлюс, 2025)Профстандарт - это характеристика квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) работника, необходимой ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1, 2 ст. 195.1 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Профстандарт - это характеристика квалификации (уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы) работника, необходимой ему для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ч. 1, 2 ст. 195.1 ТК РФ).
Ситуация: Каков порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дипломный проект (работа) предполагает самостоятельную подготовку (написание) выпускником проекта (работы), демонстрирующего уровень знаний выпускника в рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных умений и навыков.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дипломный проект (работа) предполагает самостоятельную подготовку (написание) выпускником проекта (работы), демонстрирующего уровень знаний выпускника в рамках выбранной темы, а также сформированность его профессиональных умений и навыков.
Готовое решение: Как оформить стажировку студентов
(КонсультантПлюс, 2025)Цель стажировки - изучение передового опыта, включая зарубежный, закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, а также приобретение практических навыков и умений, чтобы их эффективно использовать при исполнении должностных обязанностей (п. 12 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 24.03.2025 N 266).
(КонсультантПлюс, 2025)Цель стажировки - изучение передового опыта, включая зарубежный, закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, а также приобретение практических навыков и умений, чтобы их эффективно использовать при исполнении должностных обязанностей (п. 12 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 24.03.2025 N 266).
Готовое решение: В каком порядке разрабатываются и утверждаются должностные инструкции
(КонсультантПлюс, 2025)В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.
(КонсультантПлюс, 2025)В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Представляется, что роль учителей в образовательном процессе сложно переоценить. В любой учебной деятельности ключевыми фигурами являются педагог и учащийся; их учебное и внеучебное взаимодействие составляет квинтэссенцию обучения. Это связано с тем, что функциями образования помимо стержневой - получения знаний, навыков, умений, профессиональных компетенций являются также воспитание, просвещение и социализация. Привитие нравственной модели, общекультурных установок и формирование поведенческой матрицы, составляющих содержание воспитания, осуществляются как в семье, так и в процессе общения с педагогами, что "ведет к установлению межличностных контактов, задает определенные модели поведения, учит неформальным принципам научного и бытового диалога" <1>. На важность вопросов воспитания, неразрывно связанного с образованием, обращают внимание академики РАН Г.В. Осипов и Т.Я. Хабриева, отмечая: "Проблемы цифровизации столь сложны, что решить их... без усиления морально-нравственного воспитания населения не представляется возможным" <2>. Когда же речь идет о детях, подростках и молодежи, то очевидно, что технологии так глубоко проникли в их жизнь, что стали частью их бытового и образовательного уклада.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Представляется, что роль учителей в образовательном процессе сложно переоценить. В любой учебной деятельности ключевыми фигурами являются педагог и учащийся; их учебное и внеучебное взаимодействие составляет квинтэссенцию обучения. Это связано с тем, что функциями образования помимо стержневой - получения знаний, навыков, умений, профессиональных компетенций являются также воспитание, просвещение и социализация. Привитие нравственной модели, общекультурных установок и формирование поведенческой матрицы, составляющих содержание воспитания, осуществляются как в семье, так и в процессе общения с педагогами, что "ведет к установлению межличностных контактов, задает определенные модели поведения, учит неформальным принципам научного и бытового диалога" <1>. На важность вопросов воспитания, неразрывно связанного с образованием, обращают внимание академики РАН Г.В. Осипов и Т.Я. Хабриева, отмечая: "Проблемы цифровизации столь сложны, что решить их... без усиления морально-нравственного воспитания населения не представляется возможным" <2>. Когда же речь идет о детях, подростках и молодежи, то очевидно, что технологии так глубоко проникли в их жизнь, что стали частью их бытового и образовательного уклада.
Ситуация: У каких работников есть преимущественное право остаться на работе при сокращении численности или штата?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сравнивая квалификацию работников, работодатель оценивает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сравнивая квалификацию работников, работодатель оценивает уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы (ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ).
Готовое решение: Как присваивают и сохраняют классные чины гражданской службы
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях приказ о присвоении классных чинов вы должны подготовить сами за подписью руководителя вашего органа (представителя нанимателя) (п. 18 Положения о присвоении и сохранении классных чинов госслужащим). На практике для принятия соответствующего решения получают отзыв непосредственного руководителя гражданского служащего об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и возможности присвоения ему классного чина.
(КонсультантПлюс, 2025)В остальных случаях приказ о присвоении классных чинов вы должны подготовить сами за подписью руководителя вашего органа (представителя нанимателя) (п. 18 Положения о присвоении и сохранении классных чинов госслужащим). На практике для принятия соответствующего решения получают отзыв непосредственного руководителя гражданского служащего об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и возможности присвоения ему классного чина.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Граждане, впервые принятые на службу в органы принудительного исполнения, проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для исполнения служебных обязанностей.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Граждане, впервые принятые на службу в органы принудительного исполнения, проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для исполнения служебных обязанностей.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)профессиональное - получение профессиональных знаний и развитие профессиональных умений, обеспечение эффективного применения их на практике;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)профессиональное - получение профессиональных знаний и развитие профессиональных умений, обеспечение эффективного применения их на практике;
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В отношении медицинских работников целями обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам являются: обновление имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач: формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; изучение передового опыта; приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности; а также получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)В отношении медицинских работников целями обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам являются: обновление имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач: формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки; изучение передового опыта; приобретение профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности; а также получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности <1>.