Профессиональные жалобщики
Подборка наиболее важных документов по запросу Профессиональные жалобщики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 N 15АП-17351/2021 по делу N А53-21288/2021
Требование: О признании недействительными решения антимонопольного органа о нарушении заказчиком при проведении конкурса на выполнение работ по разметке автомобильных дорог ч. 2 ст. 8 и части 1 ст. 54.3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предписания об аннулировании итогов открытого конкурса.
Решение: Требование удовлетворено.Довод Управления о том, что ненормативные акта были признаны судом первой инстанции по основаниям признания ООО "Джули" "профессиональным жалобщиком", апелляционный суд считает не является единственным таким основанием, с учетом того, что само Управление характеризовало именно так ООО "Джули". При этом, апелляционный суд считает, что доказательства признания ООО "Джули" "профессиональным жалобщиком", в материалы дела не представлены, однако, данное обстоятельство не привело к принятию судом первой инстанции неверного вывода о несоответствии закону и нарушению прав Общества ненормативными актами Управления.
Требование: О признании недействительными решения антимонопольного органа о нарушении заказчиком при проведении конкурса на выполнение работ по разметке автомобильных дорог ч. 2 ст. 8 и части 1 ст. 54.3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и предписания об аннулировании итогов открытого конкурса.
Решение: Требование удовлетворено.Довод Управления о том, что ненормативные акта были признаны судом первой инстанции по основаниям признания ООО "Джули" "профессиональным жалобщиком", апелляционный суд считает не является единственным таким основанием, с учетом того, что само Управление характеризовало именно так ООО "Джули". При этом, апелляционный суд считает, что доказательства признания ООО "Джули" "профессиональным жалобщиком", в материалы дела не представлены, однако, данное обстоятельство не привело к принятию судом первой инстанции неверного вывода о несоответствии закону и нарушению прав Общества ненормативными актами Управления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Картельный сговор и иные формы скрытого соглашения участников торгов
(Капитонова Е.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)Сама ФАС России считает хорошим методом борьбы с профессиональными "жалобщиками" введение госпошлины за подачу жалобы <12>. В отсутствие реализации этой давно анонсированной меры пострадавшим от действий вымогателей участникам предлагается обращаться в правоохранительные органы и добиваться привлечения виновных к ответственности. В то же время практика по таким случаям в России не наработана, а сбор достаточной доказательной базы в немалой степени затруднен, как и идеально подходящая случаю квалификация действий нарушителя. Простое вымогательство (ст. 163 УК РФ) подразумевает установление факта конкретной угрозы из числа упомянутых в законе, в число которых не входят правомерные действия по подаче жалобы в антимонопольный орган. Под признаки картельного сговора (ст. 178 УК РФ) такие действия также не подпадают, поскольку, по сути, не влекут ограничения конкуренции, ведь победитель торгов к этому времени уже определен в ходе конкурентной процедуры. Злоупотребления в сфере закупок для госнужд (ст. 200.4 УК РФ) предполагают прежде всего "нарушение законодательства РФ о контрактной системе", что в данной ситуации напрямую отсутствует. Коммерческий подкуп (п. "б" ч. 7 ст. 204 УК РФ) мог бы подойти по смыслу деяния (незаконное получение денег за бездействие в интересах дающего, сопряженное с вымогательством), но предусматривает наличие специального субъекта преступления - лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Принятое в судебной практике понимание такого рода субъекта (абз. 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 <13>) исключает из сферы действия этой нормы почти всех возможных участников нарушения, поскольку обзвоном потенциальных потерпевших занимаются не руководители фирм и деньги поступают не на их личный счет.
(Капитонова Е.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)Сама ФАС России считает хорошим методом борьбы с профессиональными "жалобщиками" введение госпошлины за подачу жалобы <12>. В отсутствие реализации этой давно анонсированной меры пострадавшим от действий вымогателей участникам предлагается обращаться в правоохранительные органы и добиваться привлечения виновных к ответственности. В то же время практика по таким случаям в России не наработана, а сбор достаточной доказательной базы в немалой степени затруднен, как и идеально подходящая случаю квалификация действий нарушителя. Простое вымогательство (ст. 163 УК РФ) подразумевает установление факта конкретной угрозы из числа упомянутых в законе, в число которых не входят правомерные действия по подаче жалобы в антимонопольный орган. Под признаки картельного сговора (ст. 178 УК РФ) такие действия также не подпадают, поскольку, по сути, не влекут ограничения конкуренции, ведь победитель торгов к этому времени уже определен в ходе конкурентной процедуры. Злоупотребления в сфере закупок для госнужд (ст. 200.4 УК РФ) предполагают прежде всего "нарушение законодательства РФ о контрактной системе", что в данной ситуации напрямую отсутствует. Коммерческий подкуп (п. "б" ч. 7 ст. 204 УК РФ) мог бы подойти по смыслу деяния (незаконное получение денег за бездействие в интересах дающего, сопряженное с вымогательством), но предусматривает наличие специального субъекта преступления - лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации. Принятое в судебной практике понимание такого рода субъекта (абз. 3 п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 <13>) исключает из сферы действия этой нормы почти всех возможных участников нарушения, поскольку обзвоном потенциальных потерпевших занимаются не руководители фирм и деньги поступают не на их личный счет.
Интервью: Законодательство о контрактной системе: позиция контрольного органа (интервью с О.В. Горбачевой, начальником управления контроля размещения госзаказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В продолжение цифровизации госзакупок важнейшим нововведением стали положения, направленные на борьбу с "профессиональными жалобщиками", в частности введение электронного обжалования и процедуры универсальной предквалификации, которая заключается в предъявлении дополнительного требования к участникам закупки, а именно наличия опыта исполненного контракта на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены закупки. Организации, которые не прошли ее, не могут подавать жалобы и намеренно препятствовать проведению закупок. Кроме того, важным нововведением стала процедура электронного обжалования исключительно через ЕИС.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В продолжение цифровизации госзакупок важнейшим нововведением стали положения, направленные на борьбу с "профессиональными жалобщиками", в частности введение электронного обжалования и процедуры универсальной предквалификации, которая заключается в предъявлении дополнительного требования к участникам закупки, а именно наличия опыта исполненного контракта на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены закупки. Организации, которые не прошли ее, не могут подавать жалобы и намеренно препятствовать проведению закупок. Кроме того, важным нововведением стала процедура электронного обжалования исключительно через ЕИС.