Профильное обучение в школе

Подборка наиболее важных документов по запросу Профильное обучение в школе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ситуация: Как перевести ребенка в другую школу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2024)
Также следует учесть, что при переводе ребенка в государственные и муниципальные школы для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения может потребоваться прохождение индивидуального отбора в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством субъекта РФ.
Статья: Роль конституционного правосудия в обеспечении благополучия человека
(Тарибо Е.В., Козленко М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)
Прежде всего благополучие обеспечивается правовыми средствами перераспределения и обеспечения равного доступа к социальным благам и стартовым возможностям, то есть за счет инклюзивности права. Возможность реализовать гарантированные права без лишних преград и обременений, дискриминационных условий также важная составляющая конституционно-правового обеспечения благополучия человека. В этом контексте нельзя не вспомнить Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. N 39-П <8>, касающееся права ребенка, окончившего девять классов, продолжить обучение в десятых - одиннадцатых классах той же школы, если он не прошел являющийся условием продолжения такого обучения индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углубленным изучением отдельных учебных предметов) образовательной программе среднего общего образования. Согласно позиции Суда, положения Закона об образовании <9> в их конституционном смысле обязывают субъекты РФ с учетом их полномочий в области среднего образования создать для учащихся, не прошедших отбор, гарантии получения среднего общего образования в других территориально доступных школах и заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2020 года"предполагают обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной образовательной программе, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе;
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 39-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.И. Пикулина"
По смыслу указанных законоположений и по их нормативному предназначению органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя полномочия по вопросам организации перехода общеобразовательных организаций к профильному обучению по программам среднего общего образования, должны конкретизировать механизмы реализации права на образование с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы последовательно обеспечивать соблюдение федеральных гарантий равенства прав граждан на образование, не допускать введения на региональном уровне таких условий продолжения обучения, в частности по программам среднего общего образования, которые подрывали бы доверие граждан к действиям государства и не обеспечивали бы на уровне всех субъектов Российской Федерации равных возможностей получения обязательного в Российской Федерации среднего общего образования. В частности, это предполагает заблаговременное информирование обучающихся и их родителей о планируемом индивидуальном отборе для продолжения получения в данной образовательной организации среднего общего образования, имея в виду, что они могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учетом уровня подготовки такой индивидуальный отбор, и во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения.