Прокурорский надзор в сфере банкротства

Подборка наиболее важных документов по запросу Прокурорский надзор в сфере банкротства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия прокуратуры
(КонсультантПлюс, 2024)
"...в прокуратуру... поступило задание... в котором указано, что в связи с поручением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации... прокуратурой края анализируется состояние законности в сфере оплаты труда на предприятиях, находящихся в той или иной стадии банкротства; в этой связи... необходимо представить сведения о предприятиях, находящихся в процедуре банкротства, с описанием проводимых по ним надзорных мероприятий и их результатов.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 28.4 "Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором" КоАП РФСледовательно, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов (в том числе и Закона о банкротстве) прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, в том числе и об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, совершенном арбитражным управляющим."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О прокурорском надзоре за исполнением экологического законодательства на транспорте
(Диканова Т.А., Изгагина Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)
Одна из основных проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора на рассматриваемом участке, - реальное возмещение ущерба, причиненного экологии. После вынесения решения суда транспортные компании банкротятся; даже в случаях взыскания средств с нарушителей эти средства не направляются непосредственно на восстановление экологического ущерба. Возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме в случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь). В противном случае возникает двойная мера ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Данная позиция согласуется со сложившимся правовым подходом к рассмотрению аналогичных дел (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.12.2020 N 306-ЭС20-16219 по делу N А578748/2019) <38>. Суд может отказать во взыскании компенсации, если размер причиненного ущерба не доказан по итогам экспертизы <39>. Прокуроры должны принимать все имеющиеся в их распоряжении средства реагирования для обеспечения реального возмещения ущерба природе.
Статья: К вопросу об оспаривании прокурором сделок в делах о несостоятельности (банкротстве)
(Серобаба И.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)
Прокурором могут быть приняты несудебные меры реагирования к конкурсному управляющему, кредиторам и иным участникам судебного разбирательства, защищающим публичный интерес, но принятие данных мер, которые в конечном счете могут быть сведены к привлечению виновных лиц к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора (ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), не является гарантией конечного результата в виде фактического инициирования поднадзорными лицами обособленного спора об оспаривании сделки должника и применении последствий ее недействительности. Такие меры не являются также гарантией последующего активного процессуального поведения поднадзорных прокурору участников разбирательства в деле о несостоятельности (банкротстве) в случае инициирования такого обособленного спора. В период принятия комплекса надзорных мер прокурорского реагирования могут истечь сроки исковой давности.

Нормативные акты

Указание Генпрокуратуры России от 11.03.2022 N 140/20
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав граждан в связи с принимаемыми в Российской Федерации мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением отдельных ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности"
2.17. Организовать действенный прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование. Использовать предоставленные законодательством полномочия для исключения давления на бизнес в ходе уголовного судопроизводства, необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих и иных субъектов экономической деятельности, а также при наличии данных о гражданско-правовых спорах.
Информация Конституционного Суда РФ
"Методологические аспекты конституционного контроля (к 30-летию Конституционного Суда Российской Федерации)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 19.10.2021)
Несмотря на то обстоятельство, что суды не уполномочены проверять целесообразность решений органов прокуратуры, которые действуют в рамках предоставленных им законом дискреционных полномочий, Конституционный Суд признал возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе мероприятий прокурорского надзора, о проведении прокурорских проверок, представлении документов и материалов и т.д. (определения от 24 февраля 2005 года N 84-О, от 16 февраля 2012 года N 270-О-О).