Прокурорский надзор в сфере пожарной безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Прокурорский надзор в сфере пожарной безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6 "Обязательность исполнения требований прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Положения статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", наделяющие соответствующие уполномоченные органы осуществлять государственный пожарный надзор, не исключают осуществление прокурором надзорных функций и исполнения требований прокурора (лицам, которым они адресованы), вытекающих из его полномочий в силу статьи 6 Закона о прокуратуре, в том числе перечисленные в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежащих безусловному исполнению в установленный срок."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6 "Обязательность исполнения требований прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации""Положения статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", наделяющие соответствующие уполномоченные органы осуществлять государственный пожарный надзор, не исключают осуществление прокурором надзорных функций и исполнения требований прокурора (лицам, которым они адресованы), вытекающих из его полномочий в силу статьи 6 Закона о прокуратуре, в том числе перечисленные в статьях 22, 27, 30 и 33 указанного Закона, подлежащих безусловному исполнению в установленный срок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Роспотребнадзор также не разделил индикативные показатели на две группы. Перечни показателей двух федеральных органов исполнительной власти совпадают дословно, за одним исключением: Роскомнадзор учитывает количество мероприятий, проведенных без взаимодействия в форме мониторинга безопасности, Роспотребнадзор не учитывает данный показатель. Несколько иной перечень индикативных показателей пожарного надзора утвержден МЧС России. Он включает в себя такие данные, как количество: привлеченных экспертов и экспертных организаций; принятых решений об устранении нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (видимо, имеются в виду выданные предписания); рассмотренных вопросов о неисполнении решений по результатам проверок; предложений о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внесенных в органы местного самоуправления; устраненных нарушений; отмененных вышестоящими должностными лицами необоснованных решений инспекторов пожарного надзора; предписаний прокуроров об устранении нарушений, допущенных инспекторами; судебных заседаний с участием инспекторов <1>. В этом перечне имеется один довольно экзотический показатель - количество принятых (и обоснованных) решений об отказе в утверждении проведенных расчетов пожарного риска. Не ясно, какие аспекты деятельности органов пожарного надзора этот показатель характеризует. Возможно, уровень взаимодействия или взаимопонимания инспекторов с контролируемыми лицами.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Роспотребнадзор также не разделил индикативные показатели на две группы. Перечни показателей двух федеральных органов исполнительной власти совпадают дословно, за одним исключением: Роскомнадзор учитывает количество мероприятий, проведенных без взаимодействия в форме мониторинга безопасности, Роспотребнадзор не учитывает данный показатель. Несколько иной перечень индикативных показателей пожарного надзора утвержден МЧС России. Он включает в себя такие данные, как количество: привлеченных экспертов и экспертных организаций; принятых решений об устранении нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения (видимо, имеются в виду выданные предписания); рассмотренных вопросов о неисполнении решений по результатам проверок; предложений о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внесенных в органы местного самоуправления; устраненных нарушений; отмененных вышестоящими должностными лицами необоснованных решений инспекторов пожарного надзора; предписаний прокуроров об устранении нарушений, допущенных инспекторами; судебных заседаний с участием инспекторов <1>. В этом перечне имеется один довольно экзотический показатель - количество принятых (и обоснованных) решений об отказе в утверждении проведенных расчетов пожарного риска. Не ясно, какие аспекты деятельности органов пожарного надзора этот показатель характеризует. Возможно, уровень взаимодействия или взаимопонимания инспекторов с контролируемыми лицами.
Статья: Деятельность, угрожающая причинением вреда: запрет на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ или административное приостановление в порядке КоАП РФ? На примере споров, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2020, N 3)После трагедий в клубе "Хромая лошадь" и ТЦ "Зимняя вишня" обеспечение пожарной безопасности в объектах массового скопления людей стало одним из приоритетных направлений работы прокуратуры в сфере общего надзора. Если ранее обращения прокурора в суд сводились к признанию действий ответчика незаконными и обязанию устранить нарушения пожарной безопасности, то теперь прокурором все чаще ставится вопрос о запрете эксплуатации здания. В статье анализируется правовая природа иска о предупреждении причинения вреда (п. 1 ст. 1065 ГК РФ), уточняется круг потенциальных истцов и ответчиков применительно к спорам, связанным с эксплуатацией пожароопасных зданий. Особое внимание уделяется условиям удовлетворения иска, предмету доказывания по делу и перечню возможных доказательств. На основе анализа судебной практики сделан вывод о том, что многие аспекты данного способа защиты, включая признаки реальной угрозы вреда, трактуются судьями по-разному, что приводит к вынесению противоположных решений при сходных обстоятельствах дела. В качестве самостоятельной проблемы обсуждается возможная конкуренция между гражданско-правовой санкцией в виде запрещения деятельности (п. 1 ст. 1065 ГК РФ) и мерой наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ). По мнению автора, при несоблюдении противопожарных требований запрету на эксплуатацию здания должны предшествовать меры административного реагирования, в том числе административное приостановление деятельности ответчика на срок, достаточный для устранения замечаний.
(Кратенко М.В.)
("Закон", 2020, N 3)После трагедий в клубе "Хромая лошадь" и ТЦ "Зимняя вишня" обеспечение пожарной безопасности в объектах массового скопления людей стало одним из приоритетных направлений работы прокуратуры в сфере общего надзора. Если ранее обращения прокурора в суд сводились к признанию действий ответчика незаконными и обязанию устранить нарушения пожарной безопасности, то теперь прокурором все чаще ставится вопрос о запрете эксплуатации здания. В статье анализируется правовая природа иска о предупреждении причинения вреда (п. 1 ст. 1065 ГК РФ), уточняется круг потенциальных истцов и ответчиков применительно к спорам, связанным с эксплуатацией пожароопасных зданий. Особое внимание уделяется условиям удовлетворения иска, предмету доказывания по делу и перечню возможных доказательств. На основе анализа судебной практики сделан вывод о том, что многие аспекты данного способа защиты, включая признаки реальной угрозы вреда, трактуются судьями по-разному, что приводит к вынесению противоположных решений при сходных обстоятельствах дела. В качестве самостоятельной проблемы обсуждается возможная конкуренция между гражданско-правовой санкцией в виде запрещения деятельности (п. 1 ст. 1065 ГК РФ) и мерой наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ). По мнению автора, при несоблюдении противопожарных требований запрету на эксплуатацию здания должны предшествовать меры административного реагирования, в том числе административное приостановление деятельности ответчика на срок, достаточный для устранения замечаний.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)1. Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.02.2024)
"О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)1. Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в федеральной противопожарной службе осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О пожарной безопасности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, обеспечивает предоставление в пределах компетенции сведений, подтверждающих факт возникновения пожара, заинтересованным лицам, первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
(ред. от 08.08.2024)
"О пожарной безопасности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, обеспечивает предоставление в пределах компетенции сведений, подтверждающих факт возникновения пожара, заинтересованным лицам, первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".