Пропускной режим в аэропортах
Подборка наиболее важных документов по запросу Пропускной режим в аэропортах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2023 N 309-ЭС23-16523 по делу N А60-37849/2022
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по договору на обеспечение пропускного режима.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку оказание услуг и наличие задолженности подтверждены, заказчик не является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности, при этом плата за выдачу пропусков может быть взыскана только в пределах реально понесенных затрат на их изготовление, цены, указанные в прейскурантах исполнителя (в том числе ежемесячная оплата постоянного пропуска, плата за обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов), применению не подлежат.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Проанализировав условия договора, прейскуранты в совокупности с действовавшими в спорный период Инструкциями о пропускном и внутриобъектном режиме в аэропорту Екатеринбург (Кольцово) МК РДО 90-2019 и СМК РДО 90-2021, которые разграничивают понятия пропуска как документа и пропускного режима как комплекса мероприятий по обеспечению транспортной (авиационной) безопасности, и соответственно их стоимость, пришли к выводу о том, что стоимость услуг, предусмотренная в прейскурантах, включающая в себя плату за обеспечение пропускного и внутриобъектового режима, на Учреждение не распространяется, поскольку установлена истцом в нарушение действующего законодательства.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга по договору на обеспечение пропускного режима.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено в части, поскольку оказание услуг и наличие задолженности подтверждены, заказчик не является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности, при этом плата за выдачу пропусков может быть взыскана только в пределах реально понесенных затрат на их изготовление, цены, указанные в прейскурантах исполнителя (в том числе ежемесячная оплата постоянного пропуска, плата за обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов), применению не подлежат.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Проанализировав условия договора, прейскуранты в совокупности с действовавшими в спорный период Инструкциями о пропускном и внутриобъектном режиме в аэропорту Екатеринбург (Кольцово) МК РДО 90-2019 и СМК РДО 90-2021, которые разграничивают понятия пропуска как документа и пропускного режима как комплекса мероприятий по обеспечению транспортной (авиационной) безопасности, и соответственно их стоимость, пришли к выводу о том, что стоимость услуг, предусмотренная в прейскурантах, включающая в себя плату за обеспечение пропускного и внутриобъектового режима, на Учреждение не распространяется, поскольку установлена истцом в нарушение действующего законодательства.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.05.2023 N Ф09-2736/23 по делу N А60-37849/2022
Требование: О взыскании долга по договору на обеспечение пропускного режима.
Обстоятельства: Исполнитель указал на неоплату услуг по выдаче пропусков для прохода/проезда на территорию аэропорта сотрудников и автотранспорта заказчика и обслуживающих его лиц.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку оказание услуг и наличие задолженности подтверждены, заказчик не является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности, при этом плата за выдачу пропусков может быть взыскана только в пределах реально понесенных затрат на их изготовление, цены, указанные в прейскурантах исполнителя (в том числе ежемесячная оплата постоянного пропуска, плата за обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов), применению не подлежат.Из анализа норм действующего законодательства следует, что деятельность по обеспечению пропускного внутриобъектового режима включена в обеспечение авиационной безопасности в аэропорту и является способом ее осуществления, следовательно, не подлежит дополнительной оплате, поскольку покрывается сбором за обеспечение авиационной безопасности. Между тем, при оказании услуг по выдаче пропусков организациям, не являющимся плательщиком сбора, их стоимость должна быть оплачена, но в пределах затрат, понесенных на изготовление пропусков, при этом никакие иные расходы при взимании платы не должны учитываться.
Требование: О взыскании долга по договору на обеспечение пропускного режима.
Обстоятельства: Исполнитель указал на неоплату услуг по выдаче пропусков для прохода/проезда на территорию аэропорта сотрудников и автотранспорта заказчика и обслуживающих его лиц.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку оказание услуг и наличие задолженности подтверждены, заказчик не является плательщиком сбора за обеспечение авиационной безопасности, при этом плата за выдачу пропусков может быть взыскана только в пределах реально понесенных затрат на их изготовление, цены, указанные в прейскурантах исполнителя (в том числе ежемесячная оплата постоянного пропуска, плата за обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов), применению не подлежат.Из анализа норм действующего законодательства следует, что деятельность по обеспечению пропускного внутриобъектового режима включена в обеспечение авиационной безопасности в аэропорту и является способом ее осуществления, следовательно, не подлежит дополнительной оплате, поскольку покрывается сбором за обеспечение авиационной безопасности. Между тем, при оказании услуг по выдаче пропусков организациям, не являющимся плательщиком сбора, их стоимость должна быть оплачена, но в пределах затрат, понесенных на изготовление пропусков, при этом никакие иные расходы при взимании платы не должны учитываться.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О проблеме обеспечения общественной, транспортной и авиационной безопасности при проведении органами внутренних дел досмотровых мероприятий в аэропортах
(Матюхин О.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Согласно Федеральному закону "О транспортной безопасности" вся ответственность по обеспечению защиты объектов воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Их обязанность - обеспечить проведение досмотровых мероприятий не только на входах в здание аэровокзала и в зонах предполетного досмотра, но и на контрольно-пропускных пунктах, обеспечивая пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. N 227 на данных пунктах осуществляется досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр <16>. Обязанность по проведению таких досмотров возлагается, как правило, на подразделения ведомственной охраны Минтранса России.
(Матюхин О.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Согласно Федеральному закону "О транспортной безопасности" вся ответственность по обеспечению защиты объектов воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчиков. Их обязанность - обеспечить проведение досмотровых мероприятий не только на входах в здание аэровокзала и в зонах предполетного досмотра, но и на контрольно-пропускных пунктах, обеспечивая пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 23 июля 2015 г. N 227 на данных пунктах осуществляется досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр <16>. Обязанность по проведению таких досмотров возлагается, как правило, на подразделения ведомственной охраны Минтранса России.
Статья: Тенденции развития современного российского законодательства в сфере иностранных инвестиций
(Овсянникова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Единая электронная виза в форме электронного документа дает право на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в течение 16 суток в определенных целях, к которым относятся, в частности, деловые визиты и экономические мероприятия. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1793 <27> утвержден порядок оформления единых электронных виз. Необходимо отметить, что с 2017 г. действует система выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения Дальнего Востока: такой въезд возможен через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, и аэропорты, расположенные в Дальневосточном федеральном округе. За первый год упрощенным визовым режимом воспользовались более 16 тыс. иностранных граждан из 14 стран. В 2019 г. за весь период действия данного режима количество посетителей Дальнего Востока по электронным визам составило более 100 тыс. чел. <28>.
(Овсянникова М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)Единая электронная виза в форме электронного документа дает право на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в течение 16 суток в определенных целях, к которым относятся, в частности, деловые визиты и экономические мероприятия. Постановлением Правительства РФ от 07.11.2020 N 1793 <27> утвержден порядок оформления единых электронных виз. Необходимо отметить, что с 2017 г. действует система выдачи электронных виз иностранным гражданам для посещения Дальнего Востока: такой въезд возможен через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, и аэропорты, расположенные в Дальневосточном федеральном округе. За первый год упрощенным визовым режимом воспользовались более 16 тыс. иностранных граждан из 14 стран. В 2019 г. за весь период действия данного режима количество посетителей Дальнего Востока по электронным визам составило более 100 тыс. чел. <28>.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;
(ред. от 08.08.2024)1) осуществлять проверки соблюдения правил проведения предполетного досмотра, а также пропускного и внутриобъектового режимов;