Простой вагонов под выгрузкой
Подборка наиболее важных документов по запросу Простой вагонов под выгрузкой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации""Плата за сверхнормативный простой вагонов под выгрузкой имеет правовую природу штрафной санкций, направленной на обеспечение исполнения обязательства, поскольку в результате неисполнения обязанности по выгрузке вагона в течение срока, согласованного сторонами, у его собственника либо лица, которому данный вагон принадлежит на ином правовом основании, возникают убытки, связанные с упущенной выгодой. При этом указанная штрафная санкция носит компенсационный характер и направлена на восстановление имущественной сферы лица, предоставившего вагоны для осуществления перевозок и не получившего в связи с их простоем дохода, на который оно рассчитывало, передавая имущество в пользование другим лицам."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 329 "Способы обеспечения исполнения обязательств" ГК РФ"Разрешая спор по существу, исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 333, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснений, изложенных в пунктах 71, 73, 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", проанализировав условия договора в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав доказанным нарушение ответчиком установленных сроков оборота вагонов, пришли к выводу о наличии у истца права требования от ответчика уплаты законного штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки, при этом проверив представленный истцом расчет штрафа и оценив степень соразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства, с учетом компенсационного характера неустойки в гражданско-правовых отношениях, принципа соразмерности начисленной неустойки последствиям неисполнения обязательств должником, исходя из периода неисполнения ответчиком своих обязательств и размера штрафа, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правомерному выводу о явной несоразмерности заявленной ко взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, в связи с чем снизили санкции до 6 500 000 руб."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основания для взыскания операторами подвижного состава штрафа за задержку вагона под погрузкой или выгрузкой на путях необщего пользования в соответствии с частью 6 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Существует точка зрения, что при взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ подлежит применению трехлетний срок исковой давности. К такому выводу пришел Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу N А76-48255/2020 от 13.10.2021, в котором оператор подвижного состава в отсутствие договора с лицом, у которого произошел простой вагонов под погрузкой или выгрузкой, предъявил к нему штраф в размере, предусмотренном ст. 62 Устава ЖДТ, хотя условиями договора на предоставление вагонов, заключенного между ответчиком и другим оператором подвижного состава, на период, в который произошел простой, был согласован сторонами мораторий на выставление штрафа. То есть требования к ответчику предъявлены были не в соответствии с договорными обязательствами, а в соответствии с Уставом ЖДТ, но в Постановлении суд второй инстанции в обоснование неверности применения первой инстанцией специального срока исковой давности указал, что "данный срок не применяется к требованиям исполнителя к заказчику по договору о предоставлении в пользование вагонов и их обслуживании - о взыскании неустойки за простой вагонов на станции отправления (назначения)".
(Малькова С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Существует точка зрения, что при взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой или выгрузкой в соответствии со ст. 62 Устава ЖДТ подлежит применению трехлетний срок исковой давности. К такому выводу пришел Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд по делу N А76-48255/2020 от 13.10.2021, в котором оператор подвижного состава в отсутствие договора с лицом, у которого произошел простой вагонов под погрузкой или выгрузкой, предъявил к нему штраф в размере, предусмотренном ст. 62 Устава ЖДТ, хотя условиями договора на предоставление вагонов, заключенного между ответчиком и другим оператором подвижного состава, на период, в который произошел простой, был согласован сторонами мораторий на выставление штрафа. То есть требования к ответчику предъявлены были не в соответствии с договорными обязательствами, а в соответствии с Уставом ЖДТ, но в Постановлении суд второй инстанции в обоснование неверности применения первой инстанцией специального срока исковой давности указал, что "данный срок не применяется к требованиям исполнителя к заказчику по договору о предоставлении в пользование вагонов и их обслуживании - о взыскании неустойки за простой вагонов на станции отправления (назначения)".
Статья: Уголовное законодательство о нарушении требований транспортной безопасности в период установления власти Советов
(Амосова О.С., Окутина Н.Н.)
("Транспортное право", 2022, N 1)С начала 1930-х годов, а именно с принятием Постановления ВЦИК и СНК РСФСР 1931 г. <15>, действующий Уголовный кодекс был дополнен статьей 59.3в, которая существенным образом расширила перечень преступных деяний на транспорте и закрепила уголовную ответственность за "нарушение работниками транспорта трудовой дисциплины", если это нарушение повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений либо несчастные случаи с людьми, несвоевременную отправку поездов и судов, скопление на местах выгрузки порожняка, простой вагонов и судов и другие действия, влекущие за собой срыв или невыполнение намеченных правительством планов перевозок или угрозу правильности и безопасности движения".
(Амосова О.С., Окутина Н.Н.)
("Транспортное право", 2022, N 1)С начала 1930-х годов, а именно с принятием Постановления ВЦИК и СНК РСФСР 1931 г. <15>, действующий Уголовный кодекс был дополнен статьей 59.3в, которая существенным образом расширила перечень преступных деяний на транспорте и закрепила уголовную ответственность за "нарушение работниками транспорта трудовой дисциплины", если это нарушение повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение подвижного состава, пути и путевых сооружений либо несчастные случаи с людьми, несвоевременную отправку поездов и судов, скопление на местах выгрузки порожняка, простой вагонов и судов и другие действия, влекущие за собой срыв или невыполнение намеченных правительством планов перевозок или угрозу правильности и безопасности движения".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Общество (заказчик) и компания (исполнитель) заключили договор, согласно которому исполнитель обязался предоставлять вагоны для участия в процессе перевозки грузов, обеспечивать наличие на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, осуществлять диспетчерский контроль за продвижением вагонов. Общество обязалось обеспечивать простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки не более определенного срока, за превышение которого договором установлена неустойка.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)Общество (заказчик) и компания (исполнитель) заключили договор, согласно которому исполнитель обязался предоставлять вагоны для участия в процессе перевозки грузов, обеспечивать наличие на станции погрузки пригодных в техническом и коммерческом отношении вагонов, осуществлять диспетчерский контроль за продвижением вагонов. Общество обязалось обеспечивать простой вагонов на станциях погрузки/выгрузки не более определенного срока, за превышение которого договором установлена неустойка.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 29.08.2022 N 2251/р
"Об утверждении Регламента взаимодействия ОАО "РЖД" (агента) и владельца железнодорожного подвижного состава (принципала) при оказании ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании"6. Порядок взаимодействия Сторон по сокращению простоя
"Об утверждении Регламента взаимодействия ОАО "РЖД" (агента) и владельца железнодорожного подвижного состава (принципала) при оказании ОАО "РЖД" услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава, принадлежащего владельцу на праве собственности, аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга), или ином законном основании"6. Порядок взаимодействия Сторон по сокращению простоя