Противодействие коррупции родственники
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции родственники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Учитывая, что частью 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" двоюродный брат не отнесен к категории родственников, в отношении которой предусмотрена безусловная обязанность уведомить руководство о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, данных, свидетельствующих о наличии у Б. личной заинтересованности по отношению к В.А. не установлено, оснований для такого уведомления у административного истца не возникло."
Важнейшая практика по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФОбзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства РФ при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом ВС РФ 30.11.2016)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Запреты на работе: какие права нельзя отобрать за зарплату
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2022, N 23)Запрет на работу родственников в одной организации - недопустимая дискриминация и нарушение права на свободу труда <10>. Конечно, принимать меры по противодействию коррупции, в том числе предотвращать конфликт интересов, должны все организации <11>. Однако при этом запрет на работу родственников в одной организации в рамках противодействия коррупции установлен только для государственных и муниципальных служащих, да и то далеко не на всех должностях <12>.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2022, N 23)Запрет на работу родственников в одной организации - недопустимая дискриминация и нарушение права на свободу труда <10>. Конечно, принимать меры по противодействию коррупции, в том числе предотвращать конфликт интересов, должны все организации <11>. Однако при этом запрет на работу родственников в одной организации в рамках противодействия коррупции установлен только для государственных и муниципальных служащих, да и то далеко не на всех должностях <12>.
Статья: Близкое родство и свойство как ограничение совместной службы (работы): проблемы нормативного закрепления и практики применения
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 12)Определенные сложности возникают и при решении вопроса о возможности совместной службы (работы) неродных братьев и сестер, должности которых связаны непосредственной подчиненностью или подконтрольностью. Следует иметь в виду, что неполнородные братья и сестры, имеющие одного общего родителя, действующим законодательством рассматриваются как родные. Соответственно, рассматриваемое ограничение относится к ним в полной мере. Сводные братья и сестры родственниками не являются. Как мы говорили выше, например, Закон о статусе судей распространяет запрет совместной работы только в отношении родных братьев и сестер. В целом же законодательство о противодействии коррупции, закрепляя запрет совместной службы близких родственников (свойственников), называет в их числе братьев и сестер, не конкретизируя степень их родства. Формально-юридически это можно рассматривать как запрет замещать должности, связанные непосредственной подчиненностью и подконтрольностью, не только родным, но и сводным братьям и сестрам. Однако указанные лица могут проживать в различных семьях и даже не общаться между собой. В последнем случае такое ограничение совместной службы будет явно избыточным.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 12)Определенные сложности возникают и при решении вопроса о возможности совместной службы (работы) неродных братьев и сестер, должности которых связаны непосредственной подчиненностью или подконтрольностью. Следует иметь в виду, что неполнородные братья и сестры, имеющие одного общего родителя, действующим законодательством рассматриваются как родные. Соответственно, рассматриваемое ограничение относится к ним в полной мере. Сводные братья и сестры родственниками не являются. Как мы говорили выше, например, Закон о статусе судей распространяет запрет совместной работы только в отношении родных братьев и сестер. В целом же законодательство о противодействии коррупции, закрепляя запрет совместной службы близких родственников (свойственников), называет в их числе братьев и сестер, не конкретизируя степень их родства. Формально-юридически это можно рассматривать как запрет замещать должности, связанные непосредственной подчиненностью и подконтрольностью, не только родным, но и сводным братьям и сестрам. Однако указанные лица могут проживать в различных семьях и даже не общаться между собой. В последнем случае такое ограничение совместной службы будет явно избыточным.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.2024 N 49-П
"По делу о проверке конституционности статей 195 и 196, пункта 1 статьи 197, пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 200, абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Краснодарского краевого суда"5. Из исследованных судебных постановлений, принятых в результате рассмотрения исковых заявлений прокуроров об обращении имущества в доход Российской Федерации в связи с деяниями коррупционной направленности, и иных полученных Конституционным Судом Российской Федерации материалов, а также в целом как из национальной, так и из зарубежной практики борьбы с коррупцией следует, что должностные лица, совершающие такие деяния, предпринимают меры по сокрытию от контролирующих органов как самих нарушений, так и приобретенного путем их совершения имущества, в том числе посредством его передачи или регистрации на родственников и подконтрольных лиц (номинальных владельцев) в целях последующего пользования, владения и распоряжения им, включая его (и доходов от него) превращение или преобразование в иные активы, его приобщение к имуществу, приобретенному из законных источников. С этой целью они могут использовать компании в офшорных юрисдикциях, счета в зарубежных банках, механизмы владения и управления предприятиями через номинальных владельцев, также могут приискивать покровителей в правоохранительных и контролирующих органах для прекращения проверок, подмены их результатов, а в целом - для избежания наступления для них неблагоприятных последствий. Иными словами, они применяют комплекс мер для оказания активного и целенаправленного противодействия органам контроля и проведению проверочных мероприятий, используют для этого властные полномочия и в ряде случаев должностные иммунитеты, а после оставления публично значимой должности - фактическое влияние на деятельность государственных институтов или их должностных лиц (коррупционные связи). Более того, такие лица в отдельных случаях выступают не только владельцами коррупционных активов, но и теми, кто в силу возложенных на них обязанностей должен контролировать соблюдение законодательства и бороться с коррупционными проявлениями, однако действуют не в интересах государства и общества, а в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу и сохранения нелегального капитала. Подобное поведение является априори недобросовестным.
"По делу о проверке конституционности статей 195 и 196, пункта 1 статьи 197, пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 200, абзаца второго статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Краснодарского краевого суда"5. Из исследованных судебных постановлений, принятых в результате рассмотрения исковых заявлений прокуроров об обращении имущества в доход Российской Федерации в связи с деяниями коррупционной направленности, и иных полученных Конституционным Судом Российской Федерации материалов, а также в целом как из национальной, так и из зарубежной практики борьбы с коррупцией следует, что должностные лица, совершающие такие деяния, предпринимают меры по сокрытию от контролирующих органов как самих нарушений, так и приобретенного путем их совершения имущества, в том числе посредством его передачи или регистрации на родственников и подконтрольных лиц (номинальных владельцев) в целях последующего пользования, владения и распоряжения им, включая его (и доходов от него) превращение или преобразование в иные активы, его приобщение к имуществу, приобретенному из законных источников. С этой целью они могут использовать компании в офшорных юрисдикциях, счета в зарубежных банках, механизмы владения и управления предприятиями через номинальных владельцев, также могут приискивать покровителей в правоохранительных и контролирующих органах для прекращения проверок, подмены их результатов, а в целом - для избежания наступления для них неблагоприятных последствий. Иными словами, они применяют комплекс мер для оказания активного и целенаправленного противодействия органам контроля и проведению проверочных мероприятий, используют для этого властные полномочия и в ряде случаев должностные иммунитеты, а после оставления публично значимой должности - фактическое влияние на деятельность государственных институтов или их должностных лиц (коррупционные связи). Более того, такие лица в отдельных случаях выступают не только владельцами коррупционных активов, но и теми, кто в силу возложенных на них обязанностей должен контролировать соблюдение законодательства и бороться с коррупционными проявлениями, однако действуют не в интересах государства и общества, а в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу и сохранения нелегального капитала. Подобное поведение является априори недобросовестным.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).