Противодействие коррупции родственники
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции родственники (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Учитывая, что частью 2 ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" двоюродный брат не отнесен к категории родственников, в отношении которой предусмотрена безусловная обязанность уведомить руководство о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, данных, свидетельствующих о наличии у Б. личной заинтересованности по отношению к В.А. не установлено, оснований для такого уведомления у административного истца не возникло."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 10 "Конфликт интересов" Федерального закона "О противодействии коррупции""Устанавливая факт отсутствия конфликта интересов суд первой инстанции исходил из того, что нахождение дочери М. - Д.А.А. в отпуске по уходу за ребенком в момент его назначения на должность начальника 2 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, перевод супруга дочери - Д.Д.А. на должность, исключающую подчинение М., до его выхода на службу из отпуска 1 января 2021 г., исключалась ситуация с возникновением конфликта интересов у М. при исполнении им служебных обязанностей, супруг сестры М. - Ч.А.Н. в силу требований п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не относиться к числу близких родственников или свойственников, что не влечет возникновение конфликта интересов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Запреты на работе: какие права нельзя отобрать за зарплату
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2022, N 23)Запрет на работу родственников в одной организации - недопустимая дискриминация и нарушение права на свободу труда <10>. Конечно, принимать меры по противодействию коррупции, в том числе предотвращать конфликт интересов, должны все организации <11>. Однако при этом запрет на работу родственников в одной организации в рамках противодействия коррупции установлен только для государственных и муниципальных служащих, да и то далеко не на всех должностях <12>.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2022, N 23)Запрет на работу родственников в одной организации - недопустимая дискриминация и нарушение права на свободу труда <10>. Конечно, принимать меры по противодействию коррупции, в том числе предотвращать конфликт интересов, должны все организации <11>. Однако при этом запрет на работу родственников в одной организации в рамках противодействия коррупции установлен только для государственных и муниципальных служащих, да и то далеко не на всех должностях <12>.
Статья: Близкое родство и свойство как ограничение совместной службы (работы): проблемы нормативного закрепления и практики применения
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 12)Определенные сложности возникают и при решении вопроса о возможности совместной службы (работы) неродных братьев и сестер, должности которых связаны непосредственной подчиненностью или подконтрольностью. Следует иметь в виду, что неполнородные братья и сестры, имеющие одного общего родителя, действующим законодательством рассматриваются как родные. Соответственно, рассматриваемое ограничение относится к ним в полной мере. Сводные братья и сестры родственниками не являются. Как мы говорили выше, например, Закон о статусе судей распространяет запрет совместной работы только в отношении родных братьев и сестер. В целом же законодательство о противодействии коррупции, закрепляя запрет совместной службы близких родственников (свойственников), называет в их числе братьев и сестер, не конкретизируя степень их родства. Формально-юридически это можно рассматривать как запрет замещать должности, связанные непосредственной подчиненностью и подконтрольностью, не только родным, но и сводным братьям и сестрам. Однако указанные лица могут проживать в различных семьях и даже не общаться между собой. В последнем случае такое ограничение совместной службы будет явно избыточным.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 12)Определенные сложности возникают и при решении вопроса о возможности совместной службы (работы) неродных братьев и сестер, должности которых связаны непосредственной подчиненностью или подконтрольностью. Следует иметь в виду, что неполнородные братья и сестры, имеющие одного общего родителя, действующим законодательством рассматриваются как родные. Соответственно, рассматриваемое ограничение относится к ним в полной мере. Сводные братья и сестры родственниками не являются. Как мы говорили выше, например, Закон о статусе судей распространяет запрет совместной работы только в отношении родных братьев и сестер. В целом же законодательство о противодействии коррупции, закрепляя запрет совместной службы близких родственников (свойственников), называет в их числе братьев и сестер, не конкретизируя степень их родства. Формально-юридически это можно рассматривать как запрет замещать должности, связанные непосредственной подчиненностью и подконтрольностью, не только родным, но и сводным братьям и сестрам. Однако указанные лица могут проживать в различных семьях и даже не общаться между собой. В последнем случае такое ограничение совместной службы будет явно избыточным.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства как приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, так и установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.2019 N 1-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 16 и части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с жалобой гражданина Г.П. Кристова"Рекомендации по совершенствованию законодательства государств - участников СНГ в сфере противодействия коррупции (приняты в Санкт-Петербурге 23 ноября 2012 года постановлением N 38-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ) называют в числе принципов совершенствования законодательства приоритет профилактических мер, направленных прежде всего на повышение эффективности, компетентности и авторитета власти, оздоровление социально-психологической обстановки в обществе, установление и соблюдение антикоррупционных стандартов, включая комплекс гарантий, ограничений и запретов уголовного, административного и гражданско-правового характера в приоритетных сферах правового регулирования; наиболее важными мерами противодействия коррупции в сфере государственной и муниципальной службы признаются декларирование доходов и имущества лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, и приравненных к ним лиц, а также их близких родственников, установление соответствия расходов, стоимости имеющегося у этих лиц имущества их доходам с возможностью получения от них объяснений в случае несоответствия таковых, принятие иных мер, направленных на выявление фактов незаконного обогащения (пункты 3 и 4.2).