Протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или общественную безопасность: Гражданин оспаривает (прокурор опротестовывает) привлечение к ответственности за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех
(КонсультантПлюс, 2025)протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом, составившим его
(КонсультантПлюс, 2025)протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом, составившим его
Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2024 N 16-1680/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортом водителем, не имеющим права управления.
Решение: Производство по делу прекращено.В настоящей жалобе законный представитель несовершеннолетнего Х.С. Х.А., не соглашаясь с вынесенными по делу актами, указывает также на то, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Лескенского муниципального района, а также судебными инстанциями оставлено без внимания то, что протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом его составившим, в связи с чем данный процессуальный документ не может быть признан допустимым доказательством.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ за управление транспортом водителем, не имеющим права управления.
Решение: Производство по делу прекращено.В настоящей жалобе законный представитель несовершеннолетнего Х.С. Х.А., не соглашаясь с вынесенными по делу актами, указывает также на то, что комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Лескенского муниципального района, а также судебными инстанциями оставлено без внимания то, что протокол об административном правонарушении не подписан должностным лицом его составившим, в связи с чем данный процессуальный документ не может быть признан допустимым доказательством.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по порядку составления протокола об административном правонарушении
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Одним из обязательных требований, предъявляемых к протоколу об административном правонарушении, является наличие подписи должностного лица, которое составило данный документ. К сожалению, судебная практика знает случаи неподписания должностным лицом протокола об административном правонарушении. В связи с этим Верховный Суд РФ высказывает позицию, что в таких ситуациях нельзя ссылаться на данный процессуальный документ, так как он является недопустимым доказательством по делу <17>.
(Губарева Т.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Одним из обязательных требований, предъявляемых к протоколу об административном правонарушении, является наличие подписи должностного лица, которое составило данный документ. К сожалению, судебная практика знает случаи неподписания должностным лицом протокола об административном правонарушении. В связи с этим Верховный Суд РФ высказывает позицию, что в таких ситуациях нельзя ссылаться на данный процессуальный документ, так как он является недопустимым доказательством по делу <17>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.10.2024 N 43-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 и частей 1 и 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.В. Кашина"Вместе с тем нельзя не учитывать, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, юридически подтверждающее отсутствие самого протокола, обусловливается, по общему правилу, халатностью (невнимательностью) должностного лица, а не преднамеренным характером его действий (бездействия). Как следствие, отсутствие подписи вовсе не означает с неизбежностью, что обстоятельства выявленного административного правонарушения фактически не имели места или изложены (описаны) в протоколе не в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 и частей 1 и 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.В. Кашина"Вместе с тем нельзя не учитывать, что отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи составившего его должностного лица, юридически подтверждающее отсутствие самого протокола, обусловливается, по общему правилу, халатностью (невнимательностью) должностного лица, а не преднамеренным характером его действий (бездействия). Как следствие, отсутствие подписи вовсе не означает с неизбежностью, что обстоятельства выявленного административного правонарушения фактически не имели места или изложены (описаны) в протоколе не в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации.