Проведение служебной проверки в ФССП
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение служебной проверки в ФССП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.12.2023 N 88-31538/2023 по делу N 2-60/2023 (УИД 37RS0010-01-2022-002521-04)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании оплаты вынужденного прогула; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 5) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Суд не поставил на обсуждение вопрос о предъявлении требований к иным надлежащим ответчикам, привлеченным к участию в деле в качестве третьих лиц.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, делая вывод о незаконности приказа об увольнении истца со службы в органах принудительного исполнения по пункту 7 части 2 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, исходил из того, что заключение проведенной в отношении истца служебной проверки на основании приказа директора ФССП России о назначении служебной проверки от 19 апреля 2022 г. N-лс, в связи с наличием информации о невыполнении Ш.А. указания руководителя УФССП России по Ивановской области Свидетель N 1, положенное в основу неоднократности, не подтверждает факт совершения Ш.А. дисциплинарного проступка, установленного на основании заключении служебной проверки. Кроме того, суды, делая вывод о незаконности увольнения истца, исходили из того, что работодателем допущены нарушения в части признания в качестве отягчающих обстоятельств проведение в период проверки в отношении Ш.А. другой служебной проверки, назначенной в соответствии с приказом ФССП России от 30 мая 2022 г. N-лс, которая была прекращена в связи с увольнением истца со службы; в связи с прекращением указанной служебной проверки суды указали, что оснований считать сам факт ее проведения отягчающим обстоятельством у ответчика не имелось, между тем указанное обстоятельство повлияло на определение тяжести вмененных истцу дисциплинарных проступков и на выбор дисциплинарного взыскания.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании оплаты вынужденного прогула; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 5) О восстановлении на работе.
Обстоятельства: Суд не поставил на обсуждение вопрос о предъявлении требований к иным надлежащим ответчикам, привлеченным к участию в деле в качестве третьих лиц.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, делая вывод о незаконности приказа об увольнении истца со службы в органах принудительного исполнения по пункту 7 части 2 статьи 80 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ, исходил из того, что заключение проведенной в отношении истца служебной проверки на основании приказа директора ФССП России о назначении служебной проверки от 19 апреля 2022 г. N-лс, в связи с наличием информации о невыполнении Ш.А. указания руководителя УФССП России по Ивановской области Свидетель N 1, положенное в основу неоднократности, не подтверждает факт совершения Ш.А. дисциплинарного проступка, установленного на основании заключении служебной проверки. Кроме того, суды, делая вывод о незаконности увольнения истца, исходили из того, что работодателем допущены нарушения в части признания в качестве отягчающих обстоятельств проведение в период проверки в отношении Ш.А. другой служебной проверки, назначенной в соответствии с приказом ФССП России от 30 мая 2022 г. N-лс, которая была прекращена в связи с увольнением истца со службы; в связи с прекращением указанной служебной проверки суды указали, что оснований считать сам факт ее проведения отягчающим обстоятельством у ответчика не имелось, между тем указанное обстоятельство повлияло на определение тяжести вмененных истцу дисциплинарных проступков и на выбор дисциплинарного взыскания.
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.11.2024 N 88а-24514/2024 (УИД 39RS0002-01-2023-007101-40)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании незаконным бездействия судебного пристава в виде нерассмотрения обращения.
Обстоятельства: Обращение истца рассмотрено не в полном объеме, что нарушает его право на получение ответа по всем вопросам.
Решение: Отказано.Как верно указано судом, отсутствие в ответе информации о проведении в отношении должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области служебной проверки и о привлечении/непривлечении их к дисциплинарной проверки не свидетельствует о неполном ответе административного ответчика от 13 ноября 2023 года. Нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не обязывают должностных лиц сообщать заявителям о конкретных принятых или не принятых мерах дисциплинарного характера в отношении должностных лиц, являющихся работниками Управления ФССП России по Калининградской области, чьи действия/бездействия обжалуются, поскольку решение вопроса о проведении служебной проверки и о привлечении по ее результатам должностных лиц к дисциплинарной ответственности вытекают из трудовых отношений и относится к исключительной компетенции руководителя организации, правоотношения между руководителем и работниками организации не относятся к сфере публичных правоотношений и не влияют на права административного истца, как стороны исполнительного производства.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании незаконным бездействия судебного пристава в виде нерассмотрения обращения.
Обстоятельства: Обращение истца рассмотрено не в полном объеме, что нарушает его право на получение ответа по всем вопросам.
Решение: Отказано.Как верно указано судом, отсутствие в ответе информации о проведении в отношении должностных лиц Управления ФССП России по Калининградской области служебной проверки и о привлечении/непривлечении их к дисциплинарной проверки не свидетельствует о неполном ответе административного ответчика от 13 ноября 2023 года. Нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не обязывают должностных лиц сообщать заявителям о конкретных принятых или не принятых мерах дисциплинарного характера в отношении должностных лиц, являющихся работниками Управления ФССП России по Калининградской области, чьи действия/бездействия обжалуются, поскольку решение вопроса о проведении служебной проверки и о привлечении по ее результатам должностных лиц к дисциплинарной ответственности вытекают из трудовых отношений и относится к исключительной компетенции руководителя организации, правоотношения между руководителем и работниками организации не относятся к сфере публичных правоотношений и не влияют на права административного истца, как стороны исполнительного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В случае заинтересованности сотрудника в результатах проверки он должен подать руководителю федерального органа принудительного исполнения (директору ФССП России - главному судебному приставу Российской Федерации) или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. Если данное требование не соблюдено, результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный ч. 4 комментируемой статьи, продлевается на 10 рабочих дней.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В случае заинтересованности сотрудника в результатах проверки он должен подать руководителю федерального органа принудительного исполнения (директору ФССП России - главному судебному приставу Российской Федерации) или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. Если данное требование не соблюдено, результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный ч. 4 комментируемой статьи, продлевается на 10 рабочих дней.
Статья: Основные процессуальные решения стадии возбуждения уголовного дела. Комментарий к ст. 145 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Инициировать проведение в установленном порядке служебных проверок в отношении должностных лиц структурного подразделения территориального органа ФССП России... в действиях которых усматриваются признаки дисциплинарного проступка.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Инициировать проведение в установленном порядке служебных проверок в отношении должностных лиц структурного подразделения территориального органа ФССП России... в действиях которых усматриваются признаки дисциплинарного проступка.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"О каждом факте утраты составляется служебная записка или акт об утрате судебного дела, бланка строгой отчетности или документа. В необходимых случаях при утрате документов в десятидневный срок с момента выявления факта утраты документа проводится служебная проверка.
(ред. от 11.07.2014)
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)"О каждом факте утраты составляется служебная записка или акт об утрате судебного дела, бланка строгой отчетности или документа. В необходимых случаях при утрате документов в десятидневный срок с момента выявления факта утраты документа проводится служебная проверка.
Указ Президента РФ от 13.01.2023 N 10
(ред. от 17.09.2025)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации")6) выполняет функции представителя нанимателя в отношении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных на должности, включенные в перечень высшей группы должностей федеральной государственной гражданской службы Минюста России и соответствующих этим должностям классных чинов юстиции, в части, касающейся заключения служебного контракта, утверждения должностного регламента и изменений к ним, планирования и предоставления отпусков, организации и проведения служебных проверок, отстранения от замещаемой должности в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, оплаты труда, премирования и оказания материальной помощи в пределах утвержденного фонда оплаты труда;
(ред. от 17.09.2025)
"Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации")6) выполняет функции представителя нанимателя в отношении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных на должности, включенные в перечень высшей группы должностей федеральной государственной гражданской службы Минюста России и соответствующих этим должностям классных чинов юстиции, в части, касающейся заключения служебного контракта, утверждения должностного регламента и изменений к ним, планирования и предоставления отпусков, организации и проведения служебных проверок, отстранения от замещаемой должности в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, оплаты труда, премирования и оказания материальной помощи в пределах утвержденного фонда оплаты труда;
Статья: Юридическая ответственность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)В случае прохождения государственной службы иных видов "ассортимент" дисциплинарных взысканий устанавливается нормативным правовым актом о прохождении службы в конкретном федеральном органе власти. Так, при прохождении службы в полиции в отношении руководителей ТО МВД по субъекту или муниципальному образованию по итогам проведения служебной проверки могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Аналогично обстоят дела в Росгвардии. В ФТС России и ФССП России перечень дисциплинарных взысканий в отличие от приведенных не предусматривает "перевода на нижестоящую должность" [12, 13, 14].
(Фирсов М.В.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 1)В случае прохождения государственной службы иных видов "ассортимент" дисциплинарных взысканий устанавливается нормативным правовым актом о прохождении службы в конкретном федеральном органе власти. Так, при прохождении службы в полиции в отношении руководителей ТО МВД по субъекту или муниципальному образованию по итогам проведения служебной проверки могут быть применены такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнение со службы в органах внутренних дел. Аналогично обстоят дела в Росгвардии. В ФТС России и ФССП России перечень дисциплинарных взысканий в отличие от приведенных не предусматривает "перевода на нижестоящую должность" [12, 13, 14].
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)30 октября 2018 г. истица была ознакомлена с приказом УФССП России по РБ о проверке соблюдения требований к служебному поведению. По ее мнению, приказ не соответствует требованиям, изложенным в Федеральном законе и в Инструкции об организации служебных проверок в ФССП, а именно: не содержит правового основания для проведения проверки; в нем не определен срок проведения служебной проверки; не указан состав комиссии по проведению служебной проверки с указанием, в случае необходимости, на освобождение ее членов от служебных обязанностей на период проверки. Кроме того, не была предоставлена возможность давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки. Также приказ, по мнению истицы, не соответствует требованиям, установленным ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 3 указанной Инструкции.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)30 октября 2018 г. истица была ознакомлена с приказом УФССП России по РБ о проверке соблюдения требований к служебному поведению. По ее мнению, приказ не соответствует требованиям, изложенным в Федеральном законе и в Инструкции об организации служебных проверок в ФССП, а именно: не содержит правового основания для проведения проверки; в нем не определен срок проведения служебной проверки; не указан состав комиссии по проведению служебной проверки с указанием, в случае необходимости, на освобождение ее членов от служебных обязанностей на период проверки. Кроме того, не была предоставлена возможность давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившего служебную проверку, ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки. Также приказ, по мнению истицы, не соответствует требованиям, установленным ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", п. 3 указанной Инструкции.
Статья: Особенности реализации конституционного принципа равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе при поступлении на службу в органы принудительного исполнения
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<20> См.: Приказ ФССП России от 13 марта 2020 г. N 190 "Об утверждении Порядка проведения проверок в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003300038.
(Титова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<20> См.: Приказ ФССП России от 13 марта 2020 г. N 190 "Об утверждении Порядка проведения проверок в отношении гражданина, поступающего на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003300038.
Статья: Актуальные проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов в современных условиях
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Особую проблему для российской судебной деятельности представляет крайне высокая загруженность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы приступают к исполнению своих должностных обязанностей в зданиях суда, которые начинаются задолго до судебных заседаний. Прежде чем распахнуть двери суда, судебные приставы по ОУПДС проводят в обязательном порядке осмотр зала, всех служебных и подсобных помещений, территории вокруг суда. На протяжении дня, находясь на посту, они проверяют документы посетителей, осуществляют проверку наличия запрещенных предметов в здание суда, сверяют персональные данные граждан со списками лиц, находящихся в розыске, которые размещены на каждом посту, и многое другое.
(Петухова К.А.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 1)Особую проблему для российской судебной деятельности представляет крайне высокая загруженность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы приступают к исполнению своих должностных обязанностей в зданиях суда, которые начинаются задолго до судебных заседаний. Прежде чем распахнуть двери суда, судебные приставы по ОУПДС проводят в обязательном порядке осмотр зала, всех служебных и подсобных помещений, территории вокруг суда. На протяжении дня, находясь на посту, они проверяют документы посетителей, осуществляют проверку наличия запрещенных предметов в здание суда, сверяют персональные данные граждан со списками лиц, находящихся в розыске, которые размещены на каждом посту, и многое другое.