Проверка сведений о доходах муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка сведений о доходах муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2024)Отклоняя доводы ответчика о том, что о получении информации о непредставлении П. справки о своих доходах за 2019 год стало известно только 06 мая 2022 года из представления прокурора... суд... исходил из того, что для установления данного факта проведение прокурорской проверки не требуется, наниматель сам обязан контролировать своевременное представление муниципальными служащими сведений о своих доходах. Кроме того, из содержания обращения Думы... от 15 апреля 2022 года в прокуратуру... уже следует факт осведомленности Думы о непредставлении П. сведений о ее доходах до 06 мая 2022 года.
(КонсультантПлюс, 2024)Отклоняя доводы ответчика о том, что о получении информации о непредставлении П. справки о своих доходах за 2019 год стало известно только 06 мая 2022 года из представления прокурора... суд... исходил из того, что для установления данного факта проведение прокурорской проверки не требуется, наниматель сам обязан контролировать своевременное представление муниципальными служащими сведений о своих доходах. Кроме того, из содержания обращения Думы... от 15 апреля 2022 года в прокуратуру... уже следует факт осведомленности Думы о непредставлении П. сведений о ее доходах до 06 мая 2022 года.
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 09.06.2022 по делу N 33-9586/2022 (УИД 61RS0004-01-2018-005198-66)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) Об изменении формулировки основания увольнения.
Обстоятельства: Истец указал, что распоряжением к нему применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, истец уволен; по мнению истца, его увольнение является незаконным, основанием для увольнения явилось его личное заявление об увольнении по собственному желанию, в связи с чем формулировка увольнения должна быть изменена на увольнение по собственному желанию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Судебная коллегия, принимая во внимание указанные выше критерии, характер совершенных истцом нарушений, разъяснения Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной защиты РФ (письмо от 21.03.2016 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН/П-1526), полагает, что нарушения, допущенные В.В.А. при оформлении сведений о доходах в 2014-2016 годах и выявленные в ходе проведенной в 2017 году проверки, не свидетельствуют о наличии какой-либо коррупционной составляющей, доказательства преследования истцом корыстных мотивов и личных интересов при декларировании доходов в материалах дела отсутствуют, а применение к В.В.А. меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия не отвечает требованию соразмерности.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 2) Об изменении формулировки основания увольнения.
Обстоятельства: Истец указал, что распоряжением к нему применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия, истец уволен; по мнению истца, его увольнение является незаконным, основанием для увольнения явилось его личное заявление об увольнении по собственному желанию, в связи с чем формулировка увольнения должна быть изменена на увольнение по собственному желанию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Судебная коллегия, принимая во внимание указанные выше критерии, характер совершенных истцом нарушений, разъяснения Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, подготовленного Министерством труда и социальной защиты РФ (письмо от 21.03.2016 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН/П-1526), полагает, что нарушения, допущенные В.В.А. при оформлении сведений о доходах в 2014-2016 годах и выявленные в ходе проведенной в 2017 году проверки, не свидетельствуют о наличии какой-либо коррупционной составляющей, доказательства преследования истцом корыстных мотивов и личных интересов при декларировании доходов в материалах дела отсутствуют, а применение к В.В.А. меры ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия не отвечает требованию соразмерности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Примером централизации регулирования является формирование на региональном уровне единых правил применения антикоррупционных стандартов в отношении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Например, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных ограничений осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами субъекта РФ (ч. 6 ст. 15 Закона N 25-ФЗ). До принятия указанной нормы (вступила в силу 03.12.2011) каждое муниципальное образование самостоятельно утверждало данный порядок, руководствуясь Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, которым им рекомендовано руководствоваться. Вместе с тем значительное число муниципальных образований не признали такие акты утратившими силу, и они по-прежнему продолжают действовать (например, городские округа Улан-Удэ Республики Бурятия, Хабаровск Хабаровского края, Ставрополь Ставропольского края, Химки и Мытищи Московской области и т.д.).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Примером централизации регулирования является формирование на региональном уровне единых правил применения антикоррупционных стандартов в отношении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Например, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных ограничений осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами субъекта РФ (ч. 6 ст. 15 Закона N 25-ФЗ). До принятия указанной нормы (вступила в силу 03.12.2011) каждое муниципальное образование самостоятельно утверждало данный порядок, руководствуясь Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, которым им рекомендовано руководствоваться. Вместе с тем значительное число муниципальных образований не признали такие акты утратившими силу, и они по-прежнему продолжают действовать (например, городские округа Улан-Удэ Республики Бурятия, Хабаровск Хабаровского края, Ставрополь Ставропольского края, Химки и Мытищи Московской области и т.д.).
Статья: Перспективы развития российского законодательства о противодействии коррупции
(Козлов Т.Л.)
("Журнал российского права", 2020, N 5)Кроме того, требуется конкретизация отдельных полномочий, понятий ("беседа с государственным служащим", "наведение справок у физических лиц" и др.). Данные правомочия проверяющего органа будут яснее при использовании ранее устоявшихся конструкций (например, получение письменных и устных объяснений у государственных служащих, граждан). Сложен, а потому не всегда востребован механизм привлечения оперативно-разыскных подразделений правоохранительных органов к проверке достоверности сведений о доходах, расходах государственных и муниципальных служащих. Не все органы и организации, в силу разных подходов законодателя к сведениям о недвижимом имуществе, вкладах, движениях по денежным счетам, налогах и предпринимательской деятельности, располагающие необходимыми для проверки сведениями, единообразно готовы предоставлять такую информацию кадровым службам <7>. Порядок и сроки истребования необходимых сведений из всех компетентных органов, правомочия подразделений по профилактике коррупционных правонарушений в связи с этим должны быть четко и однозначно регламентированы федеральным законом.
(Козлов Т.Л.)
("Журнал российского права", 2020, N 5)Кроме того, требуется конкретизация отдельных полномочий, понятий ("беседа с государственным служащим", "наведение справок у физических лиц" и др.). Данные правомочия проверяющего органа будут яснее при использовании ранее устоявшихся конструкций (например, получение письменных и устных объяснений у государственных служащих, граждан). Сложен, а потому не всегда востребован механизм привлечения оперативно-разыскных подразделений правоохранительных органов к проверке достоверности сведений о доходах, расходах государственных и муниципальных служащих. Не все органы и организации, в силу разных подходов законодателя к сведениям о недвижимом имуществе, вкладах, движениях по денежным счетам, налогах и предпринимательской деятельности, располагающие необходимыми для проверки сведениями, единообразно готовы предоставлять такую информацию кадровым службам <7>. Порядок и сроки истребования необходимых сведений из всех компетентных органов, правомочия подразделений по профилактике коррупционных правонарушений в связи с этим должны быть четко и однозначно регламентированы федеральным законом.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065
(ред. от 26.06.2023)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
(ред. от 26.06.2023)
"О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"
(вместе с "Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению")6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений (в части, касающейся профилактики коррупционных правонарушений), представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых государственным (муниципальным) служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, причем непредставление таких сведений или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона "О противодействии коррупции"). В случае если общая сумма сделок по приобретению определенного имущества превышает общий доход государственного (муниципального) служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на государственного (муниципального) служащего возлагается также обязанность представления сведений о расходах; непредставление указанных сведений или представление недостоверных сведений также является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"В рамках этой системы подлежат обязательной проверке достоверность и полнота представляемых государственным (муниципальным) служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, причем непредставление таких сведений или представление недостоверных сведений является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8 Федерального закона "О противодействии коррупции"). В случае если общая сумма сделок по приобретению определенного имущества превышает общий доход государственного (муниципального) служащего и его супруги (супруга) за три года, предшествующих отчетному периоду, на государственного (муниципального) служащего возлагается также обязанность представления сведений о расходах; непредставление указанных сведений или представление недостоверных сведений также является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности (статья 8.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и статья 3 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам").