Проверяемый период налоговой проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверяемый период налоговой проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 61.20 "Взыскание убытков при банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, частично признавая позицию конкурсного управляющего правомерной, ответчик являлся в проверяемый период руководителем должника. По результатам налоговой проверки должнику доначислена недоимка по налогам, при этом налоговый орган пришел к выводу, что должник намеренно осуществлял формальный документооборот с контрагентами, основной целью которого являлся вывод денежных средств.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, частично признавая позицию конкурсного управляющего правомерной, ответчик являлся в проверяемый период руководителем должника. По результатам налоговой проверки должнику доначислена недоимка по налогам, при этом налоговый орган пришел к выводу, что должник намеренно осуществлял формальный документооборот с контрагентами, основной целью которого являлся вывод денежных средств.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")11.01.2022 общество получило решение от 29.12.2021 о назначении выездной налоговой проверки за 2018 - 2020 годы. Общество оспорило решение в части включения в проверяемый период 2018 года, указывая, что период, охваченный выездной налоговой проверкой, не может быть более трех лет с даты вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки. Исходя из того, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки, суд на основании п. 4 ст. 89 НК РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что 2018 - 2020 годы являются календарными годами, предшествующими 2021 году. Суд также отметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов вручать решение о проведении проверки в том году, в котором соответствующее решение вынесено.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")11.01.2022 общество получило решение от 29.12.2021 о назначении выездной налоговой проверки за 2018 - 2020 годы. Общество оспорило решение в части включения в проверяемый период 2018 года, указывая, что период, охваченный выездной налоговой проверкой, не может быть более трех лет с даты вручения налогоплательщику решения о проведении выездной налоговой проверки. Исходя из того, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки, суд на основании п. 4 ст. 89 НК РФ отказал в удовлетворении требований, указав, что 2018 - 2020 годы являются календарными годами, предшествующими 2021 году. Суд также отметил, что НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов вручать решение о проведении проверки в том году, в котором соответствующее решение вынесено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам2.3. ПРЕДМЕТ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ. ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации, и, согласно абзацу третьему п. 4 ст. 89 НК РФ, в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки, установленного в силу абзаца второго п. 4 ст. 89 НК РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(ред. от 26.12.2018)Налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной налоговой декларации, и, согласно абзацу третьему п. 4 ст. 89 НК РФ, в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на глубину проведения выездной проверки, установленного в силу абзаца второго п. 4 ст. 89 НК РФ.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ2.1. Можно ли в ходе выездной проверки проверять налоговые периоды текущего календарного года?
Готовое решение: Последствия подачи уточненной декларации во время налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в случае представления вами уточненной налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая декларация, даже если с момента окончания этого периода прошло более трех лет (абз. 2, 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим, что в случае представления вами уточненной налоговой декларации в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена такая декларация, даже если с момента окончания этого периода прошло более трех лет (абз. 2, 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Статья: Сроки и налоги: проблемы и решения
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ "в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".
(Брызгалин А.В.)
("Закон", 2025, N 6)В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ "в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом".
Тематический выпуск: Налог на имущество, земельный и транспортный налог: Актуальные вопросы из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом подача уточненной налоговой декларации за 2019 и 2020 гг. дает возможность налоговому органу (создает риск) назначить ВНП, т.к. в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 10)При этом подача уточненной налоговой декларации за 2019 и 2020 гг. дает возможность налоговому органу (создает риск) назначить ВНП, т.к. в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Статья: От незаконного обналичивания к "бумажному НДС"
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2021, N 1)Фактически действия групп лиц, осуществляющих продажу "бумажного НДС", связанные именно с неуплатой НДС в бюджет, могут быть квалифицированы как пособничество в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов - ч. 5 ст. 33, ст. 199 УК (при условии, что выгодоприобретатель "бумажного НДС" уклонился от уплаты налогов на сумму более 15 млн руб. Однако с учетом специфики выявления, пресечения и расследования уголовных дел по ст. 199 УК (сроки проведения выездных налоговых проверок, проверяемый период согласно НК, сроки давности по ч. 1 ст. 199 УК - 2 года, определенный минимальный размер суммы налогов, с которого наступает уголовная ответственность, и т.д.), а также сложности доказывания умысла и осведомленности организаторов площадок по продаже "бумажного НДС" об уклонении от уплаты налогов конкретным выгодоприобретателем на сумму более 15 млн руб. в пределах 3 финансовых лет привлечение к ответственности по этой статье затруднительно.
(Лошкарев В.В.)
("Законность", 2021, N 1)Фактически действия групп лиц, осуществляющих продажу "бумажного НДС", связанные именно с неуплатой НДС в бюджет, могут быть квалифицированы как пособничество в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов - ч. 5 ст. 33, ст. 199 УК (при условии, что выгодоприобретатель "бумажного НДС" уклонился от уплаты налогов на сумму более 15 млн руб. Однако с учетом специфики выявления, пресечения и расследования уголовных дел по ст. 199 УК (сроки проведения выездных налоговых проверок, проверяемый период согласно НК, сроки давности по ч. 1 ст. 199 УК - 2 года, определенный минимальный размер суммы налогов, с которого наступает уголовная ответственность, и т.д.), а также сложности доказывания умысла и осведомленности организаторов площадок по продаже "бумажного НДС" об уклонении от уплаты налогов конкретным выгодоприобретателем на сумму более 15 млн руб. в пределах 3 финансовых лет привлечение к ответственности по этой статье затруднительно.
Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Статья: Незаконные финансовые операции: теория и практика противодействия
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Если действия основного выгодоприобретателя (заказчика) охватываются статьей 199 УК РФ (например, в Самарской области уже возбужден целый ряд уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов в отношении заказчиков (выгодоприобретателей), использовавших в своей деятельности "бумажный" НДС), то вопрос о квалификации деятельности тех, кто занимается функционированием площадки, не так однозначен <23> и именно на его разрешение целесообразно обратить внимание при корректировке законодательства. Фактически действия групп лиц, осуществляющих продажу "бумажного" НДС, связанные именно с неуплатой НДС в бюджет, могут быть квалифицированы как пособничество в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов (часть 5 статьи 33, статья 199 УК РФ) при условии, что выгодоприобретатель "бумажного" НДС уклонился от уплаты налогов на сумму более 15 миллионов рублей (в том числе другие обязательные признаки состава, указанные в статье 199 УК РФ и примечаниях к ней). Однако, учитывая специфику выявления, пресечения и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ (сроки проведения выездных налоговых проверок, проверяемый период согласно НК РФ, сроки давности по части 1 статьи 199 УК РФ - 2 года, определенный минимальный размер суммы налогов, с которого наступает уголовная ответственность и т.д.), а также факт сложности доказывания умысла и осведомленности организаторов площадок по продаже "бумажного" НДС об уклонении от уплаты налогов конкретным выгодоприобретателем на сумму более 15 миллионов рублей в пределах 3 финансовых лет, такая практика затруднительна.
(Лошкарев В.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)Если действия основного выгодоприобретателя (заказчика) охватываются статьей 199 УК РФ (например, в Самарской области уже возбужден целый ряд уголовных дел по фактам уклонения от уплаты налогов в отношении заказчиков (выгодоприобретателей), использовавших в своей деятельности "бумажный" НДС), то вопрос о квалификации деятельности тех, кто занимается функционированием площадки, не так однозначен <23> и именно на его разрешение целесообразно обратить внимание при корректировке законодательства. Фактически действия групп лиц, осуществляющих продажу "бумажного" НДС, связанные именно с неуплатой НДС в бюджет, могут быть квалифицированы как пособничество в совершении преступления по уклонению от уплаты налогов (часть 5 статьи 33, статья 199 УК РФ) при условии, что выгодоприобретатель "бумажного" НДС уклонился от уплаты налогов на сумму более 15 миллионов рублей (в том числе другие обязательные признаки состава, указанные в статье 199 УК РФ и примечаниях к ней). Однако, учитывая специфику выявления, пресечения и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ (сроки проведения выездных налоговых проверок, проверяемый период согласно НК РФ, сроки давности по части 1 статьи 199 УК РФ - 2 года, определенный минимальный размер суммы налогов, с которого наступает уголовная ответственность и т.д.), а также факт сложности доказывания умысла и осведомленности организаторов площадок по продаже "бумажного" НДС об уклонении от уплаты налогов конкретным выгодоприобретателем на сумму более 15 миллионов рублей в пределах 3 финансовых лет, такая практика затруднительна.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Согласно законодательной инициативе (зафиксирована в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, и законопроект уже внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ), совершенствование института предварительных обеспечительных мер призвано усилить меры по борьбе со схемами сокрытия недобросовестными плательщиками своего имущества и вывода активов. В связи с тем что с момента начала налоговой проверки (окончания проведения камеральной налоговой проверки) до вынесения по ее итогам решения проходит достаточно долгий период времени, недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь тем самым от уплаты обязательных платежей. Чтобы пресечь использование подобных схем, планируется ввести механизм обеспечения залогом неуплаченных обязательных платежей с момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки (по итогам проведенной камеральной налоговой проверки). При этом подобное решение будет ограничено суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Согласно законодательной инициативе (зафиксирована в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, и законопроект уже внесен на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ), совершенствование института предварительных обеспечительных мер призвано усилить меры по борьбе со схемами сокрытия недобросовестными плательщиками своего имущества и вывода активов. В связи с тем что с момента начала налоговой проверки (окончания проведения камеральной налоговой проверки) до вынесения по ее итогам решения проходит достаточно долгий период времени, недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь тем самым от уплаты обязательных платежей. Чтобы пресечь использование подобных схем, планируется ввести механизм обеспечения залогом неуплаченных обязательных платежей с момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки (по итогам проведенной камеральной налоговой проверки). При этом подобное решение будет ограничено суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки, и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.
Статья: Выездная проверка: актуальные вопросы
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
(Галочкина А.Б.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 5)В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Готовое решение: Общий порядок проведения выездной налоговой проверки
(КонсультантПлюс, 2025)2. За какой период могут проверить налоги при выездной налоговой проверке
(КонсультантПлюс, 2025)2. За какой период могут проверить налоги при выездной налоговой проверке