Прожиточный минимум 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 21 "Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""При этом пункт 12 статьи 21 приведенного закона означает, что признание гражданина-пенсионера несостоятельным не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсионного обеспечения; норма статьи 21 приведенного Закона не предоставляет должнику право выбора между прожиточным минимумом и страховой пенсией, на что было указано в Определении Верховного Суда РФ от 05.06.2020 N 306-ЭС20-1997 по делу N А5711460/2018."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 36 "Вступление в силу настоящего Федерального закона" Федерального закона "О страховых пенсиях""Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 17, 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих ГУ - УПФР по Ленинскому району города Астрахани назначать ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости до величины трех прожиточных минимумов пенсионера в Астраханской области с 01 января 2020 года."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Необлагаемый минимум по подоходному налогу в трудах С.Д. Цыпкина и перспективы установления данной льготы в современных условиях
(Соколова С.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 11)В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает необлагаемый минимум по НДФЛ <8>. Однако это не означает, что современное состояние экономического развития России и доходов населения не требует такой меры поддержки для малообеспеченных лиц. Так, только по данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2020 г. составила 17,8 млн человек, что составляет 12,1% от общей численности населения <9>. Таким образом, действующий режим налогообложения физических лиц не учитывает сложившиеся экономические отношения и требует доработки.
(Соколова С.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 11)В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает необлагаемый минимум по НДФЛ <8>. Однако это не означает, что современное состояние экономического развития России и доходов населения не требует такой меры поддержки для малообеспеченных лиц. Так, только по данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2020 г. составила 17,8 млн человек, что составляет 12,1% от общей численности населения <9>. Таким образом, действующий режим налогообложения физических лиц не учитывает сложившиеся экономические отношения и требует доработки.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 16.03.2021 N 124н
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 62989)Зарегистрировано в Минюсте России 6 апреля 2021 г. N 62989
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2021 N 62989)Зарегистрировано в Минюсте России 6 апреля 2021 г. N 62989
Приказ Минтруда России от 31.12.2020 N 987н
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2021 N 62211)Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2021 г. N 62211
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2021 N 62211)Зарегистрировано в Минюсте России 26 января 2021 г. N 62211