Прожиточный минимум 3 квартал 2018
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум 3 квартал 2018 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 21.12.2018 N 3-АПГ18-8
Об отмене решения Верховного Суда Республики Коми от 20.07.2018 и признании недействующими подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в той мере, в которой указанные нормы исключают предоставление мер социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, но выше гарантированного душевого денежного дохода, установленного в Республике Коми.Поскольку, как видно из постановления Правительства Республики Коми от 31 октября 2018 года N 468 "Об утверждении размеров гарантированного душевого денежного дохода в Республике Коми за III квартал 2018 года", гарантированный денежный душевой доход для семьи или гражданина, установленный в Республике Коми, в среднем по республике значительно ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике за III квартал 2018 года (соответственно - 2750 руб. и 12 948 руб.), то устанавливая указанный порядок оказания социальной помощи вышеперечисленным лицам, тем самым оспариваемые нормы сужают круг получателей такой помощи.
Об отмене решения Верховного Суда Республики Коми от 20.07.2018 и признании недействующими подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 2 и пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в той мере, в которой указанные нормы исключают предоставление мер социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, но выше гарантированного душевого денежного дохода, установленного в Республике Коми.Поскольку, как видно из постановления Правительства Республики Коми от 31 октября 2018 года N 468 "Об утверждении размеров гарантированного душевого денежного дохода в Республике Коми за III квартал 2018 года", гарантированный денежный душевой доход для семьи или гражданина, установленный в Республике Коми, в среднем по республике значительно ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике за III квартал 2018 года (соответственно - 2750 руб. и 12 948 руб.), то устанавливая указанный порядок оказания социальной помощи вышеперечисленным лицам, тем самым оспариваемые нормы сужают круг получателей такой помощи.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2020 N 36-КГ19-11
Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении супруга.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что установление факта нахождения ее на иждивении супруга при его жизни необходимо для назначения ежемесячной компенсации.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд, разрешая вопрос о том, являлась ли для истицы помощь ее супруга основным и постоянным источником средств существования, нормы семейного законодательства об общих доходах супругов и порядке расходования этих средств к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что получаемые выплаты были необходимы самому супругу истицы, а помощь ей не была постоянным и основным источником существования последней.Отказывая в удовлетворении заявления Шкатуловой Е.И. об установлении факта нахождения ее на иждивении супруга Шкатулова Н.Ф., суд первой инстанции со ссылкой на нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пришел к выводу о том, что Шкатуловой Е.И. не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт ее нахождения на иждивении умершего супруга Шкатулова Н.Ф., а также того, что материальная помощь, оказываемая ей супругом Шкатуловым Н.Ф., была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. При этом суд указал, что Шкатулова Е.И. имеет собственный ежемесячный доход в виде пенсии по старости в размере 14 731,79 руб., который более чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области (на III квартал 2018 г. - 8578 руб.).
Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении супруга.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что установление факта нахождения ее на иждивении супруга при его жизни необходимо для назначения ежемесячной компенсации.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд, разрешая вопрос о том, являлась ли для истицы помощь ее супруга основным и постоянным источником средств существования, нормы семейного законодательства об общих доходах супругов и порядке расходования этих средств к спорным отношениям не применил, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что получаемые выплаты были необходимы самому супругу истицы, а помощь ей не была постоянным и основным источником существования последней.Отказывая в удовлетворении заявления Шкатуловой Е.И. об установлении факта нахождения ее на иждивении супруга Шкатулова Н.Ф., суд первой инстанции со ссылкой на нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пришел к выводу о том, что Шкатуловой Е.И. не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих факт ее нахождения на иждивении умершего супруга Шкатулова Н.Ф., а также того, что материальная помощь, оказываемая ей супругом Шкатуловым Н.Ф., была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. При этом суд указал, что Шкатулова Е.И. имеет собственный ежемесячный доход в виде пенсии по старости в размере 14 731,79 руб., который более чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума для пенсионеров в Смоленской области (на III квартал 2018 г. - 8578 руб.).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Социальное обеспечение как элемент правового статуса личности: международно-правовой аспект
(Тарабан Н.А., Чупилин Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 1)Не менее важной проблемой отечественного права социального обеспечения является вопрос объективности определения величины прожиточного минимума. Так, за третий квартал 2018 г. размер среднедушевого прожиточного минимума составил 10 451 рублей <10>, пять лет назад (III квартал 2013 г.) его величина составляла 7 429 рублей <11>, десять лет назад (III квартал 2008 г.) - 4 630 рублей <12>.
(Тарабан Н.А., Чупилин Д.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 1)Не менее важной проблемой отечественного права социального обеспечения является вопрос объективности определения величины прожиточного минимума. Так, за третий квартал 2018 г. размер среднедушевого прожиточного минимума составил 10 451 рублей <10>, пять лет назад (III квартал 2013 г.) его величина составляла 7 429 рублей <11>, десять лет назад (III квартал 2008 г.) - 4 630 рублей <12>.
Статья: К вопросу о соотношении МРОТ и величины прожиточного минимума
(Рогов И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 2)Возвращаясь к вопросу соотношения МРОТ и величины прожиточного минимума, необходимо отметить две тенденции (традиционно позитивную и негативную), указывающие на так называемые конкретные меры эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере труда <12>: 11 сентября 2017 г. на совещании с членами Правительства РФ Президентом России В.В. Путиным было предложено с 1 января 2018 г. повысить МРОТ с действующего размера 71% (от прожиточного минимума трудоспособного населения) до 85% и не позднее 1 января 2019 г. - уравнять МРОТ и прожиточный минимум. В тот же день на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект соответствующего федерального закона <13>. По итогам указанного совещания с членами Правительства 20 сентября 2017 г. был утвержден перечень поручений <14>. С 1 января 2018 г. МРОТ увеличился с 7 800 до 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. - до 11 163 рублей, с 1 января 2019 г. - до 11 280 рублей, а с 1 января 2020 г. - до 12 130 рублей <15>. В свою очередь, негативной тенденцией можно назвать снижение величины прожиточного минимума: во II квартале 2019 г. величина прожиточного минимума составила 11 185 рублей на душу населения (для трудоспособного населения - 12 130 рублей); в III квартале 2019 г. - 11 012 и 11 942 рубля соответственно; для IV квартала 2019 г. также планируется снижение прожиточного минимума с установлением его соответствующей величины 10 609 и 11 510 рублей <16>. Некоторое снижение величины прожиточного минимума, характерное для последнего квартала года, отмечается и в предыдущие периоды ежегодно (начиная с 2015 г.).
(Рогов И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 2)Возвращаясь к вопросу соотношения МРОТ и величины прожиточного минимума, необходимо отметить две тенденции (традиционно позитивную и негативную), указывающие на так называемые конкретные меры эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере труда <12>: 11 сентября 2017 г. на совещании с членами Правительства РФ Президентом России В.В. Путиным было предложено с 1 января 2018 г. повысить МРОТ с действующего размера 71% (от прожиточного минимума трудоспособного населения) до 85% и не позднее 1 января 2019 г. - уравнять МРОТ и прожиточный минимум. В тот же день на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект соответствующего федерального закона <13>. По итогам указанного совещания с членами Правительства 20 сентября 2017 г. был утвержден перечень поручений <14>. С 1 января 2018 г. МРОТ увеличился с 7 800 до 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. - до 11 163 рублей, с 1 января 2019 г. - до 11 280 рублей, а с 1 января 2020 г. - до 12 130 рублей <15>. В свою очередь, негативной тенденцией можно назвать снижение величины прожиточного минимума: во II квартале 2019 г. величина прожиточного минимума составила 11 185 рублей на душу населения (для трудоспособного населения - 12 130 рублей); в III квартале 2019 г. - 11 012 и 11 942 рубля соответственно; для IV квартала 2019 г. также планируется снижение прожиточного минимума с установлением его соответствующей величины 10 609 и 11 510 рублей <16>. Некоторое снижение величины прожиточного минимума, характерное для последнего квартала года, отмечается и в предыдущие периоды ежегодно (начиная с 2015 г.).
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 31.12.2020 N 987н
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2021 N 62211)В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 538) приказываю:
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2020 года"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2021 N 62211)В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1702 "О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 538) приказываю: