Прожиточный минимум для трудоспособного населения 2023

Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум для трудоспособного населения 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможность его применения в России
(Измайлова М.О.)
("Финансы", 2023, N 11)
В России же размер стандартного налогового вычета не только не зависит от уровня дохода, но и установлен в минимально возможном размере. Например, вычет на себя предоставляется лишь отдельным категориям граждан в размере 500 и 3 000 руб., что составляет 3,2 и 19% от прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2023 г. и позволяет сэкономить 65 и 390 руб. в месяц соответственно. Данные стандартные налоговые вычеты не индексируются уже на протяжении многих лет. Вычет в размере 400 руб., который ранее предоставлялся всем налоговым резидентам России, отменен в 2012 г. На наш взгляд, отсутствие не облагаемого НДФЛ минимума для большинства налоговых резидентов, незначительный вычет для отдельных групп физических лиц, носящий, на наш взгляд, формальный характер, вкупе с незначительной дифференциацией установленной налоговой ставки НДФЛ только усиливает неравенство доходов населения нашей страны и не способствует обеспечению социальной справедливости. Вместе с этим имеется и положительный опыт установления не облагаемого налогом минимума в СССР. Тогда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.12.1972 был введен необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц, что составляло 57% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве на момент введения и 32% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве в 1988 г. [2].
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)
Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.

Нормативные акты

Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"
4. Установить в 2023 году величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения в размере 14 375 рублей, для трудоспособного населения - 15 669 рублей, пенсионеров - 12 363 рубля, детей - 13 944 рубля.