Прожиточный минимум с 1 января 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум с 1 января 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о соотношении МРОТ и величины прожиточного минимума
(Рогов И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 2)Возвращаясь к вопросу соотношения МРОТ и величины прожиточного минимума, необходимо отметить две тенденции (традиционно позитивную и негативную), указывающие на так называемые конкретные меры эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере труда <12>: 11 сентября 2017 г. на совещании с членами Правительства РФ Президентом России В.В. Путиным было предложено с 1 января 2018 г. повысить МРОТ с действующего размера 71% (от прожиточного минимума трудоспособного населения) до 85% и не позднее 1 января 2019 г. - уравнять МРОТ и прожиточный минимум. В тот же день на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект соответствующего федерального закона <13>. По итогам указанного совещания с членами Правительства 20 сентября 2017 г. был утвержден перечень поручений <14>. С 1 января 2018 г. МРОТ увеличился с 7 800 до 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. - до 11 163 рублей, с 1 января 2019 г. - до 11 280 рублей, а с 1 января 2020 г. - до 12 130 рублей <15>. В свою очередь, негативной тенденцией можно назвать снижение величины прожиточного минимума: во II квартале 2019 г. величина прожиточного минимума составила 11 185 рублей на душу населения (для трудоспособного населения - 12 130 рублей); в III квартале 2019 г. - 11 012 и 11 942 рубля соответственно; для IV квартала 2019 г. также планируется снижение прожиточного минимума с установлением его соответствующей величины 10 609 и 11 510 рублей <16>. Некоторое снижение величины прожиточного минимума, характерное для последнего квартала года, отмечается и в предыдущие периоды ежегодно (начиная с 2015 г.).
(Рогов И.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2020, N 2)Возвращаясь к вопросу соотношения МРОТ и величины прожиточного минимума, необходимо отметить две тенденции (традиционно позитивную и негативную), указывающие на так называемые конкретные меры эффективного правового регулирования общественных отношений в сфере труда <12>: 11 сентября 2017 г. на совещании с членами Правительства РФ Президентом России В.В. Путиным было предложено с 1 января 2018 г. повысить МРОТ с действующего размера 71% (от прожиточного минимума трудоспособного населения) до 85% и не позднее 1 января 2019 г. - уравнять МРОТ и прожиточный минимум. В тот же день на федеральном портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект соответствующего федерального закона <13>. По итогам указанного совещания с членами Правительства 20 сентября 2017 г. был утвержден перечень поручений <14>. С 1 января 2018 г. МРОТ увеличился с 7 800 до 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018 г. - до 11 163 рублей, с 1 января 2019 г. - до 11 280 рублей, а с 1 января 2020 г. - до 12 130 рублей <15>. В свою очередь, негативной тенденцией можно назвать снижение величины прожиточного минимума: во II квартале 2019 г. величина прожиточного минимума составила 11 185 рублей на душу населения (для трудоспособного населения - 12 130 рублей); в III квартале 2019 г. - 11 012 и 11 942 рубля соответственно; для IV квартала 2019 г. также планируется снижение прожиточного минимума с установлением его соответствующей величины 10 609 и 11 510 рублей <16>. Некоторое снижение величины прожиточного минимума, характерное для последнего квартала года, отмечается и в предыдущие периоды ежегодно (начиная с 2015 г.).
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной поддержки семей с детьми. Особая забота со стороны государства была направлена на усиление мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. С 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно <12>. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ <13> изменен порядок определения среднедушевого дохода для определения права малообеспеченных семей на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Так, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы членов семьи, признанных безработными, и суммы новых ежемесячных выплат. Таким образом, право на выплаты было распространено на более широкий круг получателей.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной поддержки семей с детьми. Особая забота со стороны государства была направлена на усиление мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. С 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно <12>. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ <13> изменен порядок определения среднедушевого дохода для определения права малообеспеченных семей на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Так, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы членов семьи, признанных безработными, и суммы новых ежемесячных выплат. Таким образом, право на выплаты было распространено на более широкий круг получателей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384) определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе алименты. Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся и в нормативных актах субъекта Российской Федерации - Еврейской автономной области, регулирующих спорные отношения (закон Еврейской автономной области от 30 марта 2020 г. N 534-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Еврейской автономной области", Порядок учета и исчисления размера среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 апреля 2020 г. N 100-пп). Таким образом, как федеральным законодательством, так и законодательством Еврейской автономной области предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Так, Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется в случае, если среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Изданными Правительством Российской Федерации во исполнение названного указа Основными требованиями к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384) определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы семьи, полученные в денежной форме, в том числе алименты. Аналогичные условия предоставления ежемесячной выплаты содержатся и в нормативных актах субъекта Российской Федерации - Еврейской автономной области, регулирующих спорные отношения (закон Еврейской автономной области от 30 марта 2020 г. N 534-ОЗ "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Еврейской автономной области", Порядок учета и исчисления размера среднедушевого дохода семьи для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденный постановлением правительства Еврейской автономной области от 14 апреля 2020 г. N 100-пп). Таким образом, как федеральным законодательством, так и законодательством Еврейской автономной области предусмотрено, что алименты учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи в том случае, если они получены членами семьи, а не уплачены ими.