Пруд на землях сельхозназначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Пруд на землях сельхозназначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2024 N 11АП-14570/2024 по делу N А65-18800/2023
Требование: О признании незаконными действий административного органа, выразившегося в отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, об обязании устранить допущенное нарушение.
Решение: Требование удовлетворено.В силу приведенных положений Земельного кодекса РФ нахождение на земельном участке сельскохозяйственного назначения искусственного водоема (пруд-копань) не является препятствием для предоставления такого земельного участка в собственность арендатору земельного участка.
Требование: О признании незаконными действий административного органа, выразившегося в отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, об обязании устранить допущенное нарушение.
Решение: Требование удовлетворено.В силу приведенных положений Земельного кодекса РФ нахождение на земельном участке сельскохозяйственного назначения искусственного водоема (пруд-копань) не является препятствием для предоставления такого земельного участка в собственность арендатору земельного участка.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2024 N 15АП-21095/2023 по делу N А32-19103/2023
Требование: О расторжении договора аренды, об обязании привести земельный участок в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Представленные ответчиком доводы и доказательства истцом не опровергнуты, в связи с чем, суд приходит к выводу, что наличие прудов, техники и отвалов грунта объясняется проведением ответчиком работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:39:0416003:353. В связи с проведением рекультивационных работ признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации не учитываются. Доказательств осуществления ответчиком работ по добыче песчано-гравийной смеси истцом представлено не было.
Требование: О расторжении договора аренды, об обязании привести земельный участок в состояние, пригодное для ведения сельскохозяйственного производства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Представленные ответчиком доводы и доказательства истцом не опровергнуты, в связи с чем, суд приходит к выводу, что наличие прудов, техники и отвалов грунта объясняется проведением ответчиком работ по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 23:39:0416003:353. В связи с проведением рекультивационных работ признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации не учитываются. Доказательств осуществления ответчиком работ по добыче песчано-гравийной смеси истцом представлено не было.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Влияние принципа деления земель по целевому назначению на категории на развитие судебной практики в России
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В специальной литературе встречаются весьма противоречивые подходы к оценке дальнейшего применения принципа деления земель по целевому назначению на категории как в законодательстве, так и в судебной практике. Интересной, на наш взгляд, является позиция В.А. Лопатина и А.П. Ревякина, которые рассуждают о необходимости отмены указанного принципа и замены его принципом зонирования территорий в связи с так называемым казусом Шигорева, который нашел свое отражение в одном из определений Конституционного Суда РФ <14>. Индивидуальный предприниматель Шигорев оспаривал конституционность ст. 102 ЗК РФ и ст. 11 ВК РФ, устанавливающих, соответственно, какие земли относятся к землям водного фонда и каковы основания приобретения прав пользования поверхностными водными объектами, в связи с отказом в предоставлении ему пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения аукциона. Казус, по мнению авторов, состоит в том, что гражданин Шигорев не мог сформировать земельный участок под "своим" обособленным водным объектом, так как такое формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, до внесения изменений в законодательство было невозможно в силу прямого указания закона, т.е. категоризация земель порождает правовые проблемы их использования, "категория земель не может быть непротиворечивой характеристикой земельного участка, и законодатель, исправляя ст. 102 ЗК РФ, лишь латает образующиеся дыры по запросам правоприменительной практики" <15>.
(Калашник Н.И., Трубникова О.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 2)В специальной литературе встречаются весьма противоречивые подходы к оценке дальнейшего применения принципа деления земель по целевому назначению на категории как в законодательстве, так и в судебной практике. Интересной, на наш взгляд, является позиция В.А. Лопатина и А.П. Ревякина, которые рассуждают о необходимости отмены указанного принципа и замены его принципом зонирования территорий в связи с так называемым казусом Шигорева, который нашел свое отражение в одном из определений Конституционного Суда РФ <14>. Индивидуальный предприниматель Шигорев оспаривал конституционность ст. 102 ЗК РФ и ст. 11 ВК РФ, устанавливающих, соответственно, какие земли относятся к землям водного фонда и каковы основания приобретения прав пользования поверхностными водными объектами, в связи с отказом в предоставлении ему пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения аукциона. Казус, по мнению авторов, состоит в том, что гражданин Шигорев не мог сформировать земельный участок под "своим" обособленным водным объектом, так как такое формирование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, до внесения изменений в законодательство было невозможно в силу прямого указания закона, т.е. категоризация земель порождает правовые проблемы их использования, "категория земель не может быть непротиворечивой характеристикой земельного участка, и законодатель, исправляя ст. 102 ЗК РФ, лишь латает образующиеся дыры по запросам правоприменительной практики" <15>.
Статья: Правовой режим природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве: вопросы теории и практики
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)2. Использование водных объектов для сельскохозяйственных нужд. Вопрос о рациональном использовании водных объектов имеет важное значение как для социально-экономического развития страны в целом, так и для аграрного сектора экономики. Применительно к сельскому хозяйству вопрос использования и охраны водных объектов имеет два аспекта: во-первых, сельскохозяйственное производство часто влечет загрязнение поверхностных и подземных объектов; во-вторых, ведение сельского хозяйства невозможно без полива, что влечет развитие системы мелиорации, постройку дамб, плотин и иных гидротехнических сооружений. Кроме полива вода в сельском хозяйстве используется для питьевых нужд (человека и сельскохозяйственных животных), на предприятиях по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, изготовления жидких подкормок для растений <10>. В силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, а также в частной собственности. Такие водные объекты могут располагаться в границах всех категорий земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения (на это обстоятельство указывает п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Как и общераспространенные полезные ископаемые, пруды и обводненные карьеры являются принадлежностью земельного участка сельскохозяйственного назначения и должны отчуждаться только вместе с ним.
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)2. Использование водных объектов для сельскохозяйственных нужд. Вопрос о рациональном использовании водных объектов имеет важное значение как для социально-экономического развития страны в целом, так и для аграрного сектора экономики. Применительно к сельскому хозяйству вопрос использования и охраны водных объектов имеет два аспекта: во-первых, сельскохозяйственное производство часто влечет загрязнение поверхностных и подземных объектов; во-вторых, ведение сельского хозяйства невозможно без полива, что влечет развитие системы мелиорации, постройку дамб, плотин и иных гидротехнических сооружений. Кроме полива вода в сельском хозяйстве используется для питьевых нужд (человека и сельскохозяйственных животных), на предприятиях по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, изготовления жидких подкормок для растений <10>. В силу ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, а также в частной собственности. Такие водные объекты могут располагаться в границах всех категорий земель, в том числе земель сельскохозяйственного назначения (на это обстоятельство указывает п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Как и общераспространенные полезные ископаемые, пруды и обводненные карьеры являются принадлежностью земельного участка сельскохозяйственного назначения и должны отчуждаться только вместе с ним.
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.07.2013 N 148-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
(ред. от 25.12.2023)
"Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1. Для целей аквакультуры (рыбоводства) допускается использование земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использование земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, агролесомелиоративными насаждениями, агрофитомелиоративными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.