Прямая линия с президентом
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямая линия с президентом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Миграционная система как юридическая и организационная конструкция процесса стратегического управления миграцией населения: теоретический административно-правовой аспект
(Жеребцов А.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Организационная подсистема выступает одним из значимых и сложных элементов содержания МС. Формирование организационной системы субъектов, осуществляющих стратегическое управление в сфере миграции, - это создание системы органов публичной власти, наделенных полномочиями по реализации концепции (стратегии) государственной миграционной политики Российской Федерации. В настоящее время организационная система субъектов стратегического управления в сфере миграции весьма обширна, к их числу с различным объемом компетенции можно отнести: МВД России, ФСБ России, МИД России, Минтруд России, Россотрудничество, Росгвардию, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минвостокразвития России, ФТС России, ФАДН России. В ходе прямой линии Президента РФ 14 декабря 2023 г. В.В. Путин высказал мысль о необходимости создания специального органа, который занимался бы вопросами миграции и "своевременно находил решение по каждому аспекту этой проблемы" <22>. Эти положения стали почвой для дискуссии как на различных уровнях самой государственной власти, так и в рамках различных институтов гражданского общества. В ходе данной дискуссии предлагаются различные варианты создания такого государственного органа как отдельного органа в сфере внешней трудовой миграции <23>, специального технического органа в сфере миграции помимо ГУВМ МВД России <24>, специального органа по межнациональным и миграционным вопросам, подчиняющегося Президенту РФ <25>, и т.п. Между тем вся эта дискуссия не воплотилась в реальное создание специального органа в сфере миграции, что подтверждается Указом Президента РФ от 11 мая 2024 г. N 326 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <26>. Однако следует констатировать, что в настоящее время все же предпринимаются и конкретные шаги по совершенствованию организации стратегического управления в сфере миграции. Так, например, создан Центр по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ <27>.
(Жеребцов А.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Организационная подсистема выступает одним из значимых и сложных элементов содержания МС. Формирование организационной системы субъектов, осуществляющих стратегическое управление в сфере миграции, - это создание системы органов публичной власти, наделенных полномочиями по реализации концепции (стратегии) государственной миграционной политики Российской Федерации. В настоящее время организационная система субъектов стратегического управления в сфере миграции весьма обширна, к их числу с различным объемом компетенции можно отнести: МВД России, ФСБ России, МИД России, Минтруд России, Россотрудничество, Росгвардию, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минвостокразвития России, ФТС России, ФАДН России. В ходе прямой линии Президента РФ 14 декабря 2023 г. В.В. Путин высказал мысль о необходимости создания специального органа, который занимался бы вопросами миграции и "своевременно находил решение по каждому аспекту этой проблемы" <22>. Эти положения стали почвой для дискуссии как на различных уровнях самой государственной власти, так и в рамках различных институтов гражданского общества. В ходе данной дискуссии предлагаются различные варианты создания такого государственного органа как отдельного органа в сфере внешней трудовой миграции <23>, специального технического органа в сфере миграции помимо ГУВМ МВД России <24>, специального органа по межнациональным и миграционным вопросам, подчиняющегося Президенту РФ <25>, и т.п. Между тем вся эта дискуссия не воплотилась в реальное создание специального органа в сфере миграции, что подтверждается Указом Президента РФ от 11 мая 2024 г. N 326 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" <26>. Однако следует констатировать, что в настоящее время все же предпринимаются и конкретные шаги по совершенствованию организации стратегического управления в сфере миграции. Так, например, создан Центр по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ <27>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Чаще всего применяется по итогам прямых линий Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) надзорными органами, органами местного самоуправления, их должностными и уполномоченными на то лицами, находящимися на местах.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Чаще всего применяется по итогам прямых линий Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) надзорными органами, органами местного самоуправления, их должностными и уполномоченными на то лицами, находящимися на местах.
Нормативные акты
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из существенных неотъемлемых элементов содержания любой власти является принуждение <1>. Органы местного самоуправления, так же как и органы государственной власти, для того чтобы "действовать, и действовать эффективно, должны обладать (и обладают) рычагами властного влияния" <2>. Одним из таких рычагов является местный контроль. Н.Л. Пешин ставит под сомнение возможность органов местного самоуправления осуществлять властное принуждение, обосновывая это утверждение тем, что они не входят в систему органов государственной власти согласно положениям ст. 12 Конституции РФ. На примере муниципального земельного контроля ученый обосновывает вывод, что данный вид контроля "представляет собой деятельность по формальной и субъективной оценке соблюдения различными субъектами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Иными словами, это деятельность, заключающаяся в наблюдении за использованием земельных участков, сочетающаяся с возможностью инициирования процедуры привлечения к публичной ответственности за нарушение законодательства. Но само решение о привлечении к публичной (обычно административной) ответственности принимает только и исключительно уполномоченный орган государственной власти" <3>. Судебная практика подтверждает вывод о том, что должностные лица органов муниципального контроля, в отличие от органов государственного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания <4>. Однако, на наш взгляд, властное влияние и принуждение не обязательно должно быть связано с возможностью привлечь к ответственности, поскольку оно не является самоцелью контроля. Не случайно новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольные органы прежде всего обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Согласно ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Президент России, выступая в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", отмечал, что сейчас проверяющие органы настраивают на то, чтобы изменить характер проверок надзорных органов с карательного на наставнический (чтобы проверяющие не ставили в приоритет поиск проблем и оснований для назначения штрафов, а помогали развивать малый и средний бизнес и при необходимости консультировали предпринимателей) <5>. Представители административно-правовой науки, характеризуя контроль, отмечают, что "наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе: давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий; ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения" <6>. Как видим, вовсе не обязательно при осуществлении административного контроля применять меры принуждения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Более того, отдельные авторы пишут о том, что контроль включает принятие и мер поощрения <7>, что также отвечает принципам современного контрольно-надзорного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 "Меры стимулирования добросовестности" Закона N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Одним из существенных неотъемлемых элементов содержания любой власти является принуждение <1>. Органы местного самоуправления, так же как и органы государственной власти, для того чтобы "действовать, и действовать эффективно, должны обладать (и обладают) рычагами властного влияния" <2>. Одним из таких рычагов является местный контроль. Н.Л. Пешин ставит под сомнение возможность органов местного самоуправления осуществлять властное принуждение, обосновывая это утверждение тем, что они не входят в систему органов государственной власти согласно положениям ст. 12 Конституции РФ. На примере муниципального земельного контроля ученый обосновывает вывод, что данный вид контроля "представляет собой деятельность по формальной и субъективной оценке соблюдения различными субъектами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации. Иными словами, это деятельность, заключающаяся в наблюдении за использованием земельных участков, сочетающаяся с возможностью инициирования процедуры привлечения к публичной ответственности за нарушение законодательства. Но само решение о привлечении к публичной (обычно административной) ответственности принимает только и исключительно уполномоченный орган государственной власти" <3>. Судебная практика подтверждает вывод о том, что должностные лица органов муниципального контроля, в отличие от органов государственного надзора, не имеют права выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания <4>. Однако, на наш взгляд, властное влияние и принуждение не обязательно должно быть связано с возможностью привлечь к ответственности, поскольку оно не является самоцелью контроля. Не случайно новое законодательство о контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольные органы прежде всего обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований. Согласно ст. 8 Закона N 248-ФЗ при осуществлении муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Президент России, выступая в программе "Прямая линия с Владимиром Путиным", отмечал, что сейчас проверяющие органы настраивают на то, чтобы изменить характер проверок надзорных органов с карательного на наставнический (чтобы проверяющие не ставили в приоритет поиск проблем и оснований для назначения штрафов, а помогали развивать малый и средний бизнес и при необходимости консультировали предпринимателей) <5>. Представители административно-правовой науки, характеризуя контроль, отмечают, что "наделенные властными полномочиями контролирующие органы вправе: давать подконтрольным лицам обязательные для исполнения указания в рамках имеющихся полномочий; ставить перед компетентными инстанциями аргументированный вопрос о необходимости привлечения к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях; в необходимых случаях непосредственно применять обоснованные меры государственного принуждения" <6>. Как видим, вовсе не обязательно при осуществлении административного контроля применять меры принуждения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Более того, отдельные авторы пишут о том, что контроль включает принятие и мер поощрения <7>, что также отвечает принципам современного контрольно-надзорного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 48 "Меры стимулирования добросовестности" Закона N 248-ФЗ в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольные органы проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Так, К.И.М. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. Пояснила, что является малоимущей, многодетной матерью, одна воспитывает троих детей, проживает в квартире <...> в доме <...> по ул. <...> в г. <...> площадью в 9 кв. м, в которой четвертую зиму (2014 - 2018 гг.) отсутствует отопление, неисправна электропроводка, требуется капитальный ремонт. Неоднократно обращалась за помощью в различные инстанции, в том числе в отдел опеки и попечительства в 2015 и 2016 г. В 2017 г. вновь обратилась за помощью, собрала необходимые документы, позвонила на прямую линию к Президенту РФ. После обращения к Президенту РФ денежные средства в размере 150 тыс. руб. на отопление и электропроводку в квартире были выделены 25 октября 2017 г., но деньги она не получила, впоследствии ремонт был произведен и установлен некачественный котел отопления. На работу стали поступать звонки о том, что она позвонила на прямую линию к Президенту РФ, на нее стало оказываться моральное давление со стороны заместителя директора школы-интерната по воспитательной работе Б.М.В., ей не давали работу, как другим сотрудникам. Заявление об увольнении 7 ноября 2017 г. по собственному желанию с 8 ноября 2017 г. К.И.М. написала, чтобы узнать, как поведет себя директор школы-интерната, которая, зная о ее (К.И.М.) тяжелом материальном положении, тем не менее подписала заявление об увольнении, не выяснив причины его написания, заявление директором было подписано сразу, как только К.И.М. его принесла.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Так, К.И.М. обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. Пояснила, что является малоимущей, многодетной матерью, одна воспитывает троих детей, проживает в квартире <...> в доме <...> по ул. <...> в г. <...> площадью в 9 кв. м, в которой четвертую зиму (2014 - 2018 гг.) отсутствует отопление, неисправна электропроводка, требуется капитальный ремонт. Неоднократно обращалась за помощью в различные инстанции, в том числе в отдел опеки и попечительства в 2015 и 2016 г. В 2017 г. вновь обратилась за помощью, собрала необходимые документы, позвонила на прямую линию к Президенту РФ. После обращения к Президенту РФ денежные средства в размере 150 тыс. руб. на отопление и электропроводку в квартире были выделены 25 октября 2017 г., но деньги она не получила, впоследствии ремонт был произведен и установлен некачественный котел отопления. На работу стали поступать звонки о том, что она позвонила на прямую линию к Президенту РФ, на нее стало оказываться моральное давление со стороны заместителя директора школы-интерната по воспитательной работе Б.М.В., ей не давали работу, как другим сотрудникам. Заявление об увольнении 7 ноября 2017 г. по собственному желанию с 8 ноября 2017 г. К.И.М. написала, чтобы узнать, как поведет себя директор школы-интерната, которая, зная о ее (К.И.М.) тяжелом материальном положении, тем не менее подписала заявление об увольнении, не выяснив причины его написания, заявление директором было подписано сразу, как только К.И.М. его принесла.
Статья: Смертная казнь в Российской Федерации: взгляд в условиях новой реальности
(Карпов В.С., Синьков Д.В.)
("Российский следователь", 2023, N 11)Одним из вопросов, вызывающих бурную дискуссию как в обществе, так и в профессиональной юридической среде, был и остается на протяжении нескольких последних десятилетий вопрос о необходимости применения или неприменения в Российской Федерации смертной казни. Причем данная проблематика не оставляет равнодушным почти никого, начиная от студентов юридических вузов, ученых, практических работников правоохранительных органов, заканчивая простыми обывателями. Периодически данный вопрос поднимается на государственном уровне, на ежегодной прямой линии с Президентом Российской Федерации, а также в различных телепрограммах (ток-шоу). Как правило, толчком к очередному витку обсуждения наболевшей и до конца не решенной на законодательном уровне проблемы становятся резонансные преступления, связанные с большим количеством человеческих жертв, преступления, совершенные с особым цинизмом, преступления в отношении несовершеннолетних или малолетних, посягающие на их половую неприкосновенность <1>.
(Карпов В.С., Синьков Д.В.)
("Российский следователь", 2023, N 11)Одним из вопросов, вызывающих бурную дискуссию как в обществе, так и в профессиональной юридической среде, был и остается на протяжении нескольких последних десятилетий вопрос о необходимости применения или неприменения в Российской Федерации смертной казни. Причем данная проблематика не оставляет равнодушным почти никого, начиная от студентов юридических вузов, ученых, практических работников правоохранительных органов, заканчивая простыми обывателями. Периодически данный вопрос поднимается на государственном уровне, на ежегодной прямой линии с Президентом Российской Федерации, а также в различных телепрограммах (ток-шоу). Как правило, толчком к очередному витку обсуждения наболевшей и до конца не решенной на законодательном уровне проблемы становятся резонансные преступления, связанные с большим количеством человеческих жертв, преступления, совершенные с особым цинизмом, преступления в отношении несовершеннолетних или малолетних, посягающие на их половую неприкосновенность <1>.
Статья: Проблемы административно-правового статуса вынужденного мигранта на территории Российской Федерации
(Петровская М.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)14 декабря 2023 г. в рамках прямой линии Президент России В.В. Путин заявил о необходимости создания специального органа, который бы комплексно занимался вопросами социальной адаптации и интеграции мигрантов в России <13>.
(Петровская М.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)14 декабря 2023 г. в рамках прямой линии Президент России В.В. Путин заявил о необходимости создания специального органа, который бы комплексно занимался вопросами социальной адаптации и интеграции мигрантов в России <13>.
Статья: Правовое регулирование трудовой миграции: перспективы внедрения восточной модели
(Дзюбак А.В., Чуча С.Ю.)
("Закон", 2024, N 3)В связи с тем что массовая трансграничная миграция имеет тенденцию к ежегодному росту, необходимость в установлении специального визового режима для трудовых мигрантов, определении потребностей рынка труда, т.е. выявлении спроса и предложения на рабочую силу в конкретной стране, в регулировании вопросов оплаты труда приводит государства к постоянному обновлению нормативной базы. На наш взгляд, принятие новых международных и региональных актов, которые ориентированы на защиту прав трудовых мигрантов, не должно негативно влиять на национальный рынок труда, а именно установление необходимой защиты трудовых прав путем обеспечения свободно избранной занятости всех категорий работников из числа местного населения. Отвечая на вопросы Прямой линии, Президент России обратил внимание представителей всех уровней власти на то, что при решении вопросов, возникающих в процессе найма иностранных граждан, в первую очередь необходимо руководствоваться интересами местного населения, т.е. граждан РФ. По словам главы государства, страна не должна решать экономические проблемы в ущерб коренному населению, при этом необходимо создавать "человеческие условия пребывания для трудовых мигрантов" <7>.
(Дзюбак А.В., Чуча С.Ю.)
("Закон", 2024, N 3)В связи с тем что массовая трансграничная миграция имеет тенденцию к ежегодному росту, необходимость в установлении специального визового режима для трудовых мигрантов, определении потребностей рынка труда, т.е. выявлении спроса и предложения на рабочую силу в конкретной стране, в регулировании вопросов оплаты труда приводит государства к постоянному обновлению нормативной базы. На наш взгляд, принятие новых международных и региональных актов, которые ориентированы на защиту прав трудовых мигрантов, не должно негативно влиять на национальный рынок труда, а именно установление необходимой защиты трудовых прав путем обеспечения свободно избранной занятости всех категорий работников из числа местного населения. Отвечая на вопросы Прямой линии, Президент России обратил внимание представителей всех уровней власти на то, что при решении вопросов, возникающих в процессе найма иностранных граждан, в первую очередь необходимо руководствоваться интересами местного населения, т.е. граждан РФ. По словам главы государства, страна не должна решать экономические проблемы в ущерб коренному населению, при этом необходимо создавать "человеческие условия пребывания для трудовых мигрантов" <7>.
Статья: Риск уголовного преследования в бизнесе как вид предпринимательского риска
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 4)В настоящее время на практике достаточно распространены случаи применения репрессивных мер воздействия на субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Данный вопрос был поднят в том числе и на последней прямой линии с Президентом РФ В.В. Путиным <1>, в ходе которой было отмечено, что размер наказания, который назначается осужденным за совершение экономических преступлений, продолжает оставаться излишне высоким.
(Левченко И.А.)
("Современное право", 2024, N 4)В настоящее время на практике достаточно распространены случаи применения репрессивных мер воздействия на субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью. Данный вопрос был поднят в том числе и на последней прямой линии с Президентом РФ В.В. Путиным <1>, в ходе которой было отмечено, что размер наказания, который назначается осужденным за совершение экономических преступлений, продолжает оставаться излишне высоким.