Прямой договор на коммунальные услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямой договор на коммунальные услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Оплата арендатором коммунальных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту... договора арендатор обязался уплачивать арендодателю арендную плату, состоящую из: постоянной части арендной платы, переменной части арендной платы до момента заключения арендатором прямых договоров на коммунальные услуги.
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту... договора арендатор обязался уплачивать арендодателю арендную плату, состоящую из: постоянной части арендной платы, переменной части арендной платы до момента заключения арендатором прямых договоров на коммунальные услуги.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с органами жилищного надзора: Управляющей организации предписано заключить договор с ресурсоснабжающей организацией
(КонсультантПлюс, 2025)вступившими в законную силу судебными актами, которыми установлено решение собственников МКД о переходе на прямые договоры на коммунальные услуги, при заключении Управляющей организацией договора для общедомовых нужд >>>
(КонсультантПлюс, 2025)вступившими в законную силу судебными актами, которыми установлено решение собственников МКД о переходе на прямые договоры на коммунальные услуги, при заключении Управляющей организацией договора для общедомовых нужд >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<2> Поразительно, но судами часто не учитываются даже очевидные признаки сложившихся прямых договоров предоставления коммунальных услуг, когда ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет ведение финансово-лицевых счетов граждан-потребителей (учетные номера в базе данных контрагентов), сбор показаний приборов учета, прием платежей, абонентское (консультационное) обслуживание, изготовление и адресную доставку платежных документов абонентам, предоставляет сервисы личных кабинетов потребителям и осуществляет обработку их персональных данных. См., например: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г. N 01АП-3430/2022 по делу N А43-38342/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)<2> Поразительно, но судами часто не учитываются даже очевидные признаки сложившихся прямых договоров предоставления коммунальных услуг, когда ресурсоснабжающая организация самостоятельно осуществляет ведение финансово-лицевых счетов граждан-потребителей (учетные номера в базе данных контрагентов), сбор показаний приборов учета, прием платежей, абонентское (консультационное) обслуживание, изготовление и адресную доставку платежных документов абонентам, предоставляет сервисы личных кабинетов потребителям и осуществляет обработку их персональных данных. См., например: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2022 г. N 01АП-3430/2022 по делу N А43-38342/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
Готовое решение: Как составить договор безвозмездного пользования (ссуды)
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в отсутствие прямого договора с поставщиком коммунальных услуг у ссудополучателя возникает обязанность не оплатить коммунальные услуги, а возместить ссудодателю расходы на них. Гражданский кодекс РФ не регламентирует порядок и сроки возмещения ссудополучателем расходов ссудодателя на коммунальные услуги. Поэтому рекомендуем прописать их в договоре.
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, в отсутствие прямого договора с поставщиком коммунальных услуг у ссудополучателя возникает обязанность не оплатить коммунальные услуги, а возместить ссудодателю расходы на них. Гражданский кодекс РФ не регламентирует порядок и сроки возмещения ссудополучателем расходов ссудодателя на коммунальные услуги. Поэтому рекомендуем прописать их в договоре.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")Раздел 3. Оплата коммунальных услуг гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")Раздел 3. Оплата коммунальных услуг гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями
Приказ Росстата от 31.07.2023 N 359
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"Раздел 3. Оплата коммунальных услуг гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями (нарастающим итогом с начала года)
(ред. от 18.04.2025, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"Раздел 3. Оплата коммунальных услуг гражданами, имеющими прямые договоры (прямые платежи) с ресурсоснабжающими организациями (нарастающим итогом с начала года)
Статья: Проблемы защиты прав собственников многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами (финансово-правовой аспект)
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Поскольку РСО в данном случае не является поставщиком горячей воды и отопления, между потребителями в МКД, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение и/или отопление, и РСО не могут быть заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
(Миронов В.Ю.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 3)Поскольку РСО в данном случае не является поставщиком горячей воды и отопления, между потребителями в МКД, в котором отсутствует централизованное горячее водоснабжение и/или отопление, и РСО не могут быть заключены прямые договоры на предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Но арендатор может пойти и по другому пути. Для этого ему придется заключить прямые договоры на оказание услуг с коммунальными службами. Тогда он будет получать счета непосредственно от них и сможет без труда документально подтвердить понесенные расходы. Таким образом, он будет рассчитываться за коммунальные услуги самостоятельно. В этом случае затраты нужно учесть в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ).
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)Но арендатор может пойти и по другому пути. Для этого ему придется заключить прямые договоры на оказание услуг с коммунальными службами. Тогда он будет получать счета непосредственно от них и сможет без труда документально подтвердить понесенные расходы. Таким образом, он будет рассчитываться за коммунальные услуги самостоятельно. В этом случае затраты нужно учесть в составе материальных расходов (ст. 254 НК РФ).
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества (далее - некачественные коммунальные услуги) осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральным законом от 27.10.2020 N 351-ФЗ, действующим с 07.11.2020, было конкретизировано, кем осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги: это УК, ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, а в случаях заключения с собственниками помещений в МКД прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг - РСО или региональный оператор по обращению с ТКО. Это следует из ч. 5 ст. 157 ЖК РФ в новой редакции.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и (или) с нарушением качества (далее - некачественные коммунальные услуги) осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральным законом от 27.10.2020 N 351-ФЗ, действующим с 07.11.2020, было конкретизировано, кем осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги: это УК, ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, а в случаях заключения с собственниками помещений в МКД прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг - РСО или региональный оператор по обращению с ТКО. Это следует из ч. 5 ст. 157 ЖК РФ в новой редакции.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)- арендатор самостоятельно оплачивает коммунальные услуги путем заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями <51>;
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)- арендатор самостоятельно оплачивает коммунальные услуги путем заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями <51>;
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг (об оказании услуг по обращению с ТКО) с каждым собственником помещения в МКД.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)8. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в случае заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг (об оказании услуг по обращению с ТКО) с каждым собственником помещения в МКД.