Прямые договоры электроснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямые договоры электроснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Отключение электроэнергии в арендованном помещении
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав условия договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе пункт... договора аренды, в котором предусмотрена обязанность арендатора за свой счет установить прибор учета электроэнергии и заключить с энергоснабжающей организацией как договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, так и договор электроснабжения, суды пришли к верному выводу о том, что договором аренды определен порядок обеспечения арендуемых предпринимателем помещений электроснабжением, обязанность по организации которого договором аренды возложена на самого арендатора (самостоятельный контроль арендатора за бесперебойной подачей электроэнергии в арендуемые им помещения и его прямое взаимодействие с гарантирующим поставщиком).
(КонсультантПлюс, 2025)Проанализировав условия договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе пункт... договора аренды, в котором предусмотрена обязанность арендатора за свой счет установить прибор учета электроэнергии и заключить с энергоснабжающей организацией как договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объекта, так и договор электроснабжения, суды пришли к верному выводу о том, что договором аренды определен порядок обеспечения арендуемых предпринимателем помещений электроснабжением, обязанность по организации которого договором аренды возложена на самого арендатора (самостоятельный контроль арендатора за бесперебойной подачей электроэнергии в арендуемые им помещения и его прямое взаимодействие с гарантирующим поставщиком).
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2023 N 12АП-5423/2023 по делу N А12-1536/2023
Требование: О взыскании задолженности за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, ссылка ответчика на не подписание договора N 7069140/21 не имеет правового значения при рассмотрении спора о взыскании задолженности, с учетом доказанности факта потребления электроэнергии в заявленном размере на общедомовые нужды и наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по сбору в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и перечислению в адрес ресурсоснабжающей организации стоимости электроснабжения мест общего пользования за спорный период. Наличие прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями не исключает обязанности несения управляющей организацией расходов по оплате коммунальных ресурсов, затраченных при эксплуатации общего имущества МКД.
Требование: О взыскании задолженности за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, расходов по уплате государственной пошлины.
Решение: Требование удовлетворено.Кроме того, ссылка ответчика на не подписание договора N 7069140/21 не имеет правового значения при рассмотрении спора о взыскании задолженности, с учетом доказанности факта потребления электроэнергии в заявленном размере на общедомовые нужды и наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по сбору в составе платы за содержание общего имущества многоквартирного дома и перечислению в адрес ресурсоснабжающей организации стоимости электроснабжения мест общего пользования за спорный период. Наличие прямых договоров собственников МКД с ресурсоснабжающими организациями не исключает обязанности несения управляющей организацией расходов по оплате коммунальных ресурсов, затраченных при эксплуатации общего имущества МКД.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Закономерным негативным следствием прямых договоров ресурсоснабжения может быть снижение уровня информированности потребителя о размере платы за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, поскольку проверка правильности расчетов часто осложнена использованием разных информационных систем и отсутствием регулярного и полноценного обмена данными между ресурсоснабжающими организациями и лицом, управляющим многоквартирным домом. Так, в субъектах Российской Федерации, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, прямые договоры электроснабжения приводят к необходимости учета выборки социальной нормы в пределах каждого домохозяйства как в составе платы за коммунальную услугу (электроснабжение), так и в составе платы за жилищную услугу (электрическая энергия на содержание общего имущества). То есть одна и та же нормативная величина подлежит учету в двух разных информационных системах: энергосбытовой организации и лица, управляющего многоквартирным домом.
(Крючков Р.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 5)Закономерным негативным следствием прямых договоров ресурсоснабжения может быть снижение уровня информированности потребителя о размере платы за коммунальные услуги и коммунальные ресурсы, поскольку проверка правильности расчетов часто осложнена использованием разных информационных систем и отсутствием регулярного и полноценного обмена данными между ресурсоснабжающими организациями и лицом, управляющим многоквартирным домом. Так, в субъектах Российской Федерации, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, прямые договоры электроснабжения приводят к необходимости учета выборки социальной нормы в пределах каждого домохозяйства как в составе платы за коммунальную услугу (электроснабжение), так и в составе платы за жилищную услугу (электрическая энергия на содержание общего имущества). То есть одна и та же нормативная величина подлежит учету в двух разных информационных системах: энергосбытовой организации и лица, управляющего многоквартирным домом.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Безвозмездные соглашения о порядке взаимодействия, заключаемые между ПАО "Россети" и АО "СО ЕЭС" и АО "СО ЕЭС" и организациями коммерческой инфраструктуры при выполнении данными субъектами электроэнергетики своих функций, преследуют задачу создать договорную основу для упорядочения и координации отношений этих субъектов. Такие соглашения связаны с иными договорами, заключаемыми в сфере снабжения электрической энергией. Однако данные соглашения прямо не связаны с осуществлением ОДУ, оказанием услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС, а также присвоением статуса субъекта оптового рынка. Эти действия осуществляются на основании соответствующих договоров с субъектами электроэнергетики.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Безвозмездные соглашения о порядке взаимодействия, заключаемые между ПАО "Россети" и АО "СО ЕЭС" и АО "СО ЕЭС" и организациями коммерческой инфраструктуры при выполнении данными субъектами электроэнергетики своих функций, преследуют задачу создать договорную основу для упорядочения и координации отношений этих субъектов. Такие соглашения связаны с иными договорами, заключаемыми в сфере снабжения электрической энергией. Однако данные соглашения прямо не связаны с осуществлением ОДУ, оказанием услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов ЕНЭС, а также присвоением статуса субъекта оптового рынка. Эти действия осуществляются на основании соответствующих договоров с субъектами электроэнергетики.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Впоследствии общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о заключении собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов - водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)Впоследствии общим собранием собственников помещений в МКД принято решение о заключении собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных ресурсов - водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения.
Статья: Правовая природа, квалификация и юридический состав договора управления многоквартирным домом
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Однако нужно признать, что в ДУ объективно могут быть элементы договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и иными правовыми актами. Это, в частности, условия оказания услуг по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, уборке общих помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ОИ), которые имеют определенные черты договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ); условия выполнения работ по текущему ремонту ОИ и по устранению последствий аварий, которые имеют сходство с условиями договора подряда и строительного подряда (§ 1, 3 гл. 37 ГК РФ); условия предоставления коммунальных услуг (КУ) тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, которые являются подвидами договора энергоснабжения (§ 6 гл. 30 ГК РФ) и нового вида "договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг", предусмотренного п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и урегулированного ст. 157.2 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (Правила предоставления КУ) <2>, которые среди специалистов в сферах управления МКД и ЖКХ также известны как "прямые договоры".
(Гордеев Д.П.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 3)Однако нужно признать, что в ДУ объективно могут быть элементы договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и иными правовыми актами. Это, в частности, условия оказания услуг по содержанию земельного участка, на котором расположен МКД, уборке общих помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД (ОИ), которые имеют определенные черты договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ); условия выполнения работ по текущему ремонту ОИ и по устранению последствий аварий, которые имеют сходство с условиями договора подряда и строительного подряда (§ 1, 3 гл. 37 ГК РФ); условия предоставления коммунальных услуг (КУ) тепло-, водо-, газо- и электроснабжения, которые являются подвидами договора энергоснабжения (§ 6 гл. 30 ГК РФ) и нового вида "договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг", предусмотренного п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ и урегулированного ст. 157.2 ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (Правила предоставления КУ) <2>, которые среди специалистов в сферах управления МКД и ЖКХ также известны как "прямые договоры".
Статья: Энергоэффективность жилья. Мнения
(Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Кваша Е., Генцлер И., Лыкова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Анализ, проведенный Счетной палатой, приводит к достаточно очевидному выводу, что в части проведения энергосбережения и повышения энергоэффективности государственная политика последних двух десятилетий сводилась больше к декларированию проблем и не формировала реальных стимулов к повышению энергоэффективности как экономики в целом, так и многоквартирного жилищного фонда. Свидетельство этого - не только невыполненные государственные и региональные программы по повышению энергоэффективности, но и искусственное сдерживание стоимости коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению для населения (что снижает стимулы по повышению энергоэффективности), принятое законодательство по капитальному ремонту МКД (которое практически игнорирует проблематику повышения энергоэффективности), переход на прямые договоры предоставления коммунальных услуг (которые практически закрыли возможность для заключения энергосервисных контрактов в МКД). Вполне вероятно, что в текущей социально-политической ситуации тематика повышения энергоэффективности объективно не является приоритетной для государства. Но представляется, что в этом случае не следует ставить задачу о подготовке очередной федеральной программы, которая с большой долей вероятности опять сведется к относительно стандартному набору деклараций без реальных механизмов их реализации.
(Пахомов С., Степашин С., Слуцкая М., Башмаков И., Булгакова И., Дзюба Г., Полухина Д., Сиваев С., Кваша Е., Генцлер И., Лыкова Т.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 8)Анализ, проведенный Счетной палатой, приводит к достаточно очевидному выводу, что в части проведения энергосбережения и повышения энергоэффективности государственная политика последних двух десятилетий сводилась больше к декларированию проблем и не формировала реальных стимулов к повышению энергоэффективности как экономики в целом, так и многоквартирного жилищного фонда. Свидетельство этого - не только невыполненные государственные и региональные программы по повышению энергоэффективности, но и искусственное сдерживание стоимости коммунальных услуг по отоплению и электроснабжению для населения (что снижает стимулы по повышению энергоэффективности), принятое законодательство по капитальному ремонту МКД (которое практически игнорирует проблематику повышения энергоэффективности), переход на прямые договоры предоставления коммунальных услуг (которые практически закрыли возможность для заключения энергосервисных контрактов в МКД). Вполне вероятно, что в текущей социально-политической ситуации тематика повышения энергоэффективности объективно не является приоритетной для государства. Но представляется, что в этом случае не следует ставить задачу о подготовке очередной федеральной программы, которая с большой долей вероятности опять сведется к относительно стандартному набору деклараций без реальных механизмов их реализации.
Готовое решение: По какому коду КОСГУ и КВР учитываются расходы на оплату пеней
(КонсультантПлюс, 2025)Несвоевременная оплата услуг по электроснабжению является нарушением условий договора (контракта), заключенного с поставщиком таких услуг. Услуги по электроснабжению относятся к коммунальным услугам. Рассматриваемые расходы отражайте в установленном для пени по коммунальным платежам порядке.
(КонсультантПлюс, 2025)Несвоевременная оплата услуг по электроснабжению является нарушением условий договора (контракта), заключенного с поставщиком таких услуг. Услуги по электроснабжению относятся к коммунальным услугам. Рассматриваемые расходы отражайте в установленном для пени по коммунальным платежам порядке.
Статья: О некоторых вопросах определения границ балансовой принадлежности и расчетов по приборам учета при заключении государственных контрактов на поставку коммунальных услуг с воинской частью (на примере государственного контракта электроснабжения)
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)При подобном технологическом присоединении на различных участках опосредованно присоединенных сетей, не принадлежащих сетевым организациям (гарантирующим поставщикам), но используемых ими для поставки электроэнергии своим абонентам, могут возникать потери электрической энергии, которые являются убытками сетевых организаций. К таким участкам относятся бесхозяйные объекты электросети и участки электросети проблемных собственников, с которыми не заключены договоры электроснабжения, посредством которых сетевые организации поставляют электроэнергию своим абонентам.
(Влах Е.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)При подобном технологическом присоединении на различных участках опосредованно присоединенных сетей, не принадлежащих сетевым организациям (гарантирующим поставщикам), но используемых ими для поставки электроэнергии своим абонентам, могут возникать потери электрической энергии, которые являются убытками сетевых организаций. К таким участкам относятся бесхозяйные объекты электросети и участки электросети проблемных собственников, с которыми не заключены договоры электроснабжения, посредством которых сетевые организации поставляют электроэнергию своим абонентам.
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что так заключают многие публичные договоры, но далеко не все. Например, акцепта публичной оферты недостаточно, чтобы заключить договор электроснабжения, так как у потребителя еще должно быть техническое оборудование.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что так заключают многие публичные договоры, но далеко не все. Например, акцепта публичной оферты недостаточно, чтобы заключить договор электроснабжения, так как у потребителя еще должно быть техническое оборудование.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Среди нормативных правовых актов в сфере энергетики главенствующее место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат нормы энергетического права исходного характера, которые рассчитаны на длительное либо постоянное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников энергетического права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает. Примером тому может служить правило, закрепленное в п. 4 ст. 539 ГК РФ, согласно которому к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6 гл. 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Среди нормативных правовых актов в сфере энергетики главенствующее место занимают федеральные законы. Они обладают высшей юридической силой, регулируют наиболее важные, основополагающие отношения и содержат нормы энергетического права исходного характера, которые рассчитаны на длительное либо постоянное действие. Признание за федеральными законами высшей юридической силы и их верховенство среди иных источников энергетического права позволяет сделать вывод о необходимости их более широкого использования в правотворческой деятельности и активного конструирования в них норм прямого действия, чего, по правде говоря, законодатель зачастую избегает. Примером тому может служить правило, закрепленное в п. 4 ст. 539 ГК РФ, согласно которому к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6 гл. 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.