Прямые выплаты пособие по уходу за ребенком

Подборка наиболее важных документов по запросу Прямые выплаты пособие по уходу за ребенком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Еще

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения" Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")
Как указал суд, признавая доводы страхователя обоснованными, регион участвует в реализации "пилотного" проекта ФСС РФ "Прямые выплаты", в связи с чем выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком производятся не работодателем, а страховщиком. Факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений не вызывают, выплату пособия за счет средств страхователя Фонд не опровергает.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Женщина выходит на работу во время отпуска по уходу за ребенком: вопросы практики
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)
После перехода на систему прямых выплат пособие по уходу за ребенком назначает и выплачивает не работодатель, а непосредственно Фонд (ранее это был ФСС РФ, с 2023 г. - СФР). И если он сочтет неполное рабочее время недостаточно неполным и прекратит выплату пособия, то спорить с Фондом работница тоже, по всей вероятности, будет напрямую. Прецеденты уже были.
Готовое решение: Кому предоставляется отпуск по уходу за ребенком
(КонсультантПлюс, 2024)
Несмотря на то, что по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) приемные родители осуществляют права и исполняют обязанности опекуна, у приемных родителей и обычных опекунов разный правовой статус. Также у них разные виды государственной поддержки. Так, для опекуна установлены меры социальной поддержки, в числе которых - отпуск по уходу за ребенком. А приемные родители в отличие от обычных опекунов прямо не названы в качестве лиц, имеющих право на такой отпуск и получение пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Приемные родители исполняют свои обязанности в отношении ребенка (детей), в частности, по договору о приемной семье, в котором в том числе установлен размер вознаграждения, причитающегося им за это. В связи с этим СФР может отказать работнику - приемному родителю в назначении упомянутого пособия. Такие выводы следуют из ч. 1, 2 ст. 256 ТК РФ, п. 1 ст. 152, п. 2 ст. 153, п. 2 ст. 153.1 СК РФ, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ, Решения Верховного Суда РФ от 13.01.2009 N ГКПИ08-2132, Определения Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 N 1549-О, Информации ФСС РФ.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2020 N 20-П
"По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой"
Исходя из этого родитель, осуществляющий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, - в силу презумпции иждивенства, прямо установленной законом только в отношении несовершеннолетних детей, - имеет безусловное право на предусмотренное указанным законоположением повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности. В случае же продолжения фактического осуществления таким родителем ухода за своим ребенком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и отнесения его к категории "инвалид с детства" право на повышенную фиксированную выплату к установленной данному родителю страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности сохраняется за ним лишь при условии, что его совершеннолетний ребенок, признанный инвалидом с детства, по-прежнему находится на его иждивении. При этом сказанное актуально и в отношении родителя инвалида с детства, признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре).
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 12.02.2021 N АКПИ20-923
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "в" пункта 5, подпункта "в" пункта 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 мая 2013 г. N 397>
Как указывает административный истец, она является трудоспособным лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет сыном И. <...> г.р. В 2013 г. она уволилась из таможенных органов по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Полагает, что после увольнения она приобрела статус неработающего трудоспособного лица и в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" имеет право на ежемесячную выплату по уходу за ребенком-инвалидом. Установление названной ежемесячной выплаты не ставится в прямую зависимость от получения либо неполучения лицом, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, пенсии, равно как и от ее вида и размера, поскольку выплата адресована неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, в целях усиления их социальной защищенности. В качестве довода, подтверждающего ее позицию, приводит постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 20-П.